Фото пресс-службы ШОС
В Сочи впервые проходит встреча глав правительств Шанхайской организации сотрудничества (ШОС) в новом составе. К прежним шести участникам присоединились Индия и Пакистан. Официально в Москве и Пекине говорят, что группировка стала трансрегиональной, и это увеличит ее вес. Но премьер-министру РФ Дмитрию Медведеву придется стать искусным дипломатом, чтобы предотвратить полемику между Индией и Пакистаном. Как отмечают наблюдатели, Дели может поднять вопрос о законности маршрута китайского «Шелкового пути».
В ШОС, созданную в 2001 году, входили Россия, Китай, Казахстан, Киргизия, Таджикистан и Узбекистан. Об этом объединении, созданном на базе двусторонних договоренностей между бывшими республиками Советского Союза и Китаем, мировые СМИ писали нечасто. А ведь группировка внесла большой вклад в то, что взаимные претензии, в частности по пограничным вопросам, долгое время омрачавшие отношения между Китаем и СССР, а впоследствии между Китаем и азиатскими членами СНГ, удалось уладить или смягчить.
Но теперь ШОС шагнула за пределы своей географической зоны и включила два южноазиатских государства с населением около 1,5 млрд человек. Как это отразится на организации? Москва и Пекин намеренно затушевывают ответ на этот вопрос. Сотрудник аппарата правительства РФ сообщил ТАСС, что «предполагается обменяться мнениями о текущей экономической ситуации в регионе и мире в целом, определить приоритетные векторы развития взаимодействия на площадке ШОС в экономической и гуманитарной сферах с акцентом на осуществление конкретных проектов».
Но ведь ШОС особой роли в экономической интеграции стран Центральной Азии и Дальнего Востока никогда не играла. Куда более заметны были ее попытки обеспечить координацию действий в борьбе против экстремистов, религиозных и этнических.
Боевики в некоторых странах Центральной Азии в Синьцзян-Уйгурском автономном районе (СУАР) Китая действовали в подполье и не пользовались поддержкой ни одного государства. Другое дело – Южная Азия. Индия прямо обвиняет пакистанскую межведомственную разведку в том, что она готовит отряды исламистов, нападающих на индийские гарнизоны, в первую очередь в штате Джамму и Кашмир. Как видно из сообщения индийского агентства ZEE, в Индии вызвало возмущение, что в Пакистане был освобожден из-под домашнего ареста Хафиз Саид, вдохновитель террористического рейда на Мумбаи, потрясший в 2008 году огромный город. Тогда погибло более 100 человек.
Вопрос о включении Индии и Пакистана в ШОС обсуждался не менее 10 лет. По сведениям из достоверных источников, Россия ратовала за Индию, а Китай – за своего стратегического партнера – Пакистан. Чем обернется выход этих традиционных антагонистов на авансцену ШОС? В беседе с «НГ» ведущий научный сотрудник Института Дальнего Востока РАН Александр Ларин отметил: «Прием новых членов проходил трудно. Высказывались опасения, что включение стран, у которых столько разногласий, превратит ШОС в организацию формальную, которая не в состоянии принимать решения по существу. Эти сомнения не рассеялись. И, собственно, встреча в Сочи покажет, как будут развиваться отношения внутри ШОС, в какой мере она сохранит дееспособность. Я думаю, тут все будет зависеть от того, как будут складываться отношения Китая с Пакистаном, но прежде всего с Индией. При наличии доброй воли организация может продвинуться вперед. Если же стороны будут придерживаться прежних установок, им придется искать для сотрудничества те сферы, где у них позиции совпадают».
Как представляется, Китай сейчас настроен смягчить противоречия с другими странами. Примером является визит президента США Дональда Трампа в Пекин. Не исключено, что и в отношении Индии Китай будет проводить мягкую линию. От этого будет зависеть будущее ШОС, заключил эксперт.
Несколько иначе в разговоре с «НГ» оценил перспективы блока профессор МГИМО Сергей Лунев. По его мнению, на первом этапе ШОС ослабнет. «Даже если Индия и Пакистан не станут полемизировать по поводу терроризма, подходы у них диаметрально противоположные, – заявил эксперт. – Исламабад всегда отрицает причастность к терроризму. Но межведомственная разведка Пакистана ответственна за создание многих террористических организаций, в том числе «Талибана» (запрещен в РФ. – «НГ»). Так что индийско-пакистанские расхождения будут осложнять атмосферу».
Но позитивно то, что Китай стала раздражать поддержка террористов Пакистаном. Тем более что в Пакистане иногда укрываются боевики из СУАР. И это создает перспективу того, что в дальнейшем Китай, Индия и Россия будут теснее сотрудничать против террористов, заключил Лунев.
А китайские политологи опасаются, что вступление Индии приведет к размыванию доминирующей роли Китая в ШОС. «Китайское влияние определенно уменьшится, так как Индия не поддерживает инициативу Шелкового пути», – прогнозирует Ли Лифань, сотрудник Академии общественных наук Шанхая.