Ли Кэцян пытался убедить хозяина встречи Виктора Орбана в плюсах сотрудничества с КНР. Фото Reuters
В Будапеште состоялась конференция в формате «16+1», участниками которой стали страны Европы и Китай. Венгрия назвала встречу «открытием Востока». Партнеры рассчитывают, что КНР будет финансировать и строить дороги, электростанции, другую инфраструктуру. Но этот субрегиональный подход затрагивает стратегическую сферу и потому вызывает подозрение у ЕС. В Брюсселе полагают, что китайские проекты преследуют цель подорвать единую политику блока по отношению к Пекину.
В конференции участвовали Венгрия, Болгария, Румыния, Польша, Босния и Герцеговина, Сербия, Хорватия, Словения, Словакия, Албания, Чешская Республика, Македония, Черногория, Литва, Латвия и Эстония.
Китай представлял премьер-министр Ли Кэцян. Он заявил, что более тесное сотрудничество КНР со странами региона поможет поднять их уровень жизни. Тут особую роль должен сыграть план «Нового Шелкового пути».
Глава правительства Венгрии Виктор Орбан заявил, что страны, представленные на форуме, нуждаются в притоке технологических и финансовых ресурсов извне, в том числе из Китая. Ведь европейские ресурсы тут недостаточны. В этой связи Орбан упомянул реконструкцию железной дороги между Будапештом и Белградом, которая ведется в основном за счет китайских средств. Эта линия может стать самым быстрым отрезком пути из Китая в Западную Европу. В свою очередь, Ли предсказал, что через пять лет страны Восточной Европы будут импортировать китайские товары стоимостью 8 трлн долл.
Польское правительство сообщило, что форум открыл потрясающие возможности, а Сербия назвала достигнутые на конференции договоренности «клеем, скрепляющим дружбу». Но, как пишет Financial Times, в ведущих столицах Евросоюза отклики на встречу были ядовитыми. Дипломаты боятся, что Пекин использует встречу, чтобы подорвать правила ЕС и извлечь выгоду из разногласий между восточными и западными членами блока.
Дело в том, что некоторые китайские проекты затрагивают политические и стратегические вопросы. «Этот субрегиональный подход (16+1) вызывает большие подозрения не только в Брюсселе, но также в столицах многих стран-членов», – сказал британской газете дипломат, который предпочел остаться анонимным. Формат «16+1» нарушает компетенции, которые являются прерогативой ЕС или противоречат его политике в отношении Китая, считает другой старший европейский дипломат.
Оправдывая подход 16 стран, Виктор Орбан говорит: «Центр тяжести мировой экономики смещается с Запада на Восток. В западном мире до сих пор некоторые это отрицают. Это отрицание не выглядит резонным».
Причины притяжения стран Центральной и Восточной Европы очевидны. С 2012 года китайские компании, поддержанные госбанками, объявили примерно о многомиллиардных инвестициях в инфраструктуру и промышленность. Для Китая 16 стран важны сами по себе. Но они служат также мостом в ЕС.
Западноевропейские державы встревожены тем, что более тесные связи относительно бедных стран ЕС с Пекином будут влиять на политику блока. В частности, Пекин решительно выступает против ветирования инвестиций извне в ЕС. И поддержка восточноевропейцев может помочь ему подорвать единые правила общего рынка.
Страсти накаляются. Зигмар Габриэль, вице-канцлер и министр иностранных дел Германии, призвал Пекин принять концепцию «одной Европы». Он сказал: «Если мы не сумеем создать одну политику по отношению к Китаю, то Китай преуспеет в расколе Европы».
Закономерно задуматься: если Пекин планирует массированно нарастить экспорт и инвестиции в Центральную и Восточную Европу, то как это скажется на России? В беседе с «НГ» заместитель директора Института Дальнего Востока РАН Андрей Островский отметил: «Цель Китая простая – подключить Восточную Европу к проекту «Один пояс – один путь». Для этого должна строиться высокоскоростная железная дорога Будапешт–Белград. А Евросоюз разрешения не дает. Если мы посмотрим на структуру торговли Восточной Европы, то обнаружим, что главное место по объему торговли занимает не Китай, а США, страны Западной Европы, Корея, Япония, Сингапур, Тайвань. Китай хочет увеличить долю своей торговли и ради этого проводит разные мероприятия».
Недавно прошел поезд Будапешт–Чанша (КНР). Касаясь этого события, Островский отметил, что он может пойти по маршруту через Азербайджан, Каспийское море, Казахстан. Хотя это путь более дорогой. Дешевле было бы возить через Россию. Но проект модернизации трассы Москва–Пекин остается на бумаге. Даже судьба скоростной дороги Москва–Казань не известна. Так что Россия пока не смогла использовать свое естественное географическое преимущество в качестве сухопутного моста между Китаем и Европой, заключил эксперт.