Лиам Фокс исключил решение ирландского вопроса до окончания торговых переговоров с ЕС. Фото Reuters
Министр международной торговли Великобритании Лиам Фокс в интервью каналу Sky News заявил, что не готов обсуждать вопрос ирландской границы до заключения торговой сделки с Евросоюзом. В Дублине комментарии Фокса были встречены с негодованием. Там продолжают требовать, чтобы Лондон уже в ближайшее время дал письменные заверения о недопустимости появления жесткой границы между королевством и Ирландской Республикой.
Дискуссии о границе, разделяющей Ирландскую Республику и Северную Ирландию, «окажутся невероятно сложными», пока Британии и ЕС не будут известны контуры их торговых отношений. «Мы не сможем прийти к окончательному решению по вопросу ирландской границы, пока не поймем, как будет выглядеть итоговая сделка между Британией и ЕС», – сказал Фокс.
При этом Фокс заметил: «Мы должны обговорить все аспекты сделки по брекзиту как можно скорее, но пока что ЕС не готов к прогрессу на этом направлении».
Как известно, Евросоюз настаивает на том, чтобы переговоры по брекзиту включали в себя два этапа. В рамках первого Лондон и Брюссель обсуждают условия выхода Британии из объединения. Речь идет о таких вопросах, как будущее ирландской границы, финансовые обязательства Британии и права граждан ЕС, проживающих в ней. В ходе второго этапа стороны затронут вопросы, связанные с торговыми и экономическими отношениями королевства и ЕС.
Для перехода ко второй стадии переговоров требуется согласие 27 государств–членов ЕС. Решение о закрытии первой стадии будет приниматься на саммите сообщества в декабре.
Еще в октябре Financial Times со ссылкой на источники сообщала, что чиновники ЕС согласны отложить вопрос ирландской границы на время второго этапа переговоров. Однако такой сценарий поставил под сомнение премьер-министр Ирландии Лео Варадкар. На прошлой неделе он заявил о готовности заблокировать торговые переговоры с Британией, если ее власти не дадут письменные гарантии, что граница между Ирландией и Соединенным Королевством останется прозрачной.
При этом Варадкар подчеркнул: самый очевидный способ для Британии избежать жесткой границы – следовать правилам единого европейского рынка (ЕЕС) и Таможенного союза ЕС. В то же время такие требования идут вразрез с приоритетами британского правительства Терезы Мэй, которое намерено покинуть и ЕЕС, и Таможенный союз.
Ранее британское правительство предлагало Евросоюзу компромиссное решение ирландского вопроса (17.08.17. – «НГ»). Согласно ему, ирландская граница продолжит действовать в расслабленном режиме благодаря введению новых технологий. То есть ирландские и британские компании смогут регистрировать свои товары онлайн заранее, минимизируя издержки на таможне. Однако чиновники ЕС назвали такой вариант недоработанным.
Протяженность границы между Северной Ирландией и Ирландской Республикой составляет 500 км, вдоль нее размещено 300 пропускных пунктов. В минувшем году совокупный торговый оборот Британии и Ирландской Республики составил 22,7 млрд фунтов.
Свободное перемещение людей, товаров, услуг и капитала между Соединенным Королевством и Ирландией возможно благодаря членству обеих стран в ЕЕС и Таможенном союзе. Существует еще и отдельное соглашение, которое касается беспрепятственного передвижения граждан между королевством и Ирландской Республикой, – Единое миграционное пространство, подписанное в 1923 году.
Прозрачность границ существовала на момент Соглашения Страстной пятницы в 1998 году. Оно положило конец гражданскому конфликту в Северной Ирландии. В этом свете многие опасаются, что возвращение границ рискует вызвать новые противоречия.
Об опасностях жесткой границы Терезу Мэй предупреждал еще бывший премьер-министр Ирландии Энда Кенни. «Единое миграционное пространство между Ирландией и Британией и Северной Ирландией существовало с 1923 года, – говорил он. – Мы не хотим, чтобы эти условия менялись. Ведь это не просто соглашение о миграционном пространстве, оно также дает гражданам право работать и проживать в какой-либо из двух стран (без дополнительных требований. – «НГ»)».
«Ирландский вопрос» вызвал горячие споры как в политических, так и в экспертных кругах. Так, лидер Демократической юнионистской партии (ДЮП) Северной Ирландии Арлин Фостер увидела в ужесточении подхода Дублина к вопросу границы попытку объединить Ирландию. «На днях министр иностранных дел Ирландской Республики сам заявил о желании объединить Ирландию, – сказала она в интервью Би-би-си. – Он, конечно же, имеет право на такие взгляды, однако не стоит использовать переговоры с Европейским союзом как средство к их достижению».
Фостер дала понять, что Северная Ирландия покинет ЕС на таких же условиях, как и остальное королевство. «Мы вступали в ЕС все вместе, мы покинем его все вместе», – заявила она.
Северная Ирландия не будет ставить под сомнение унию с Британией в контексте брекзита, подтвердил председатель фракции ДЮП в британской Палате общин Найджел Доддс. «Даже не думайте об этом: целостность Соединенного Королевства останется неприкасаемой», – сказал он.
Если в стране вновь станет разгораться конфликт, продолжил Доддс, виной этому станет упертость политиков в Евросоюзе, а не Лондон. «Если ЕС так хочется снова ввести пограничные пункты на границе с Ирландией, это их дело. Соединенное Королевство, со своей стороны, не станет создавать границу», – подчеркнул он.
Политики в Ирландии и ЕС, в свою очередь, винят в наметившемся кризисе британскую сторону. Так, еврокомиссар по вопросам сельского хозяйства ирландец Фил Хоган призвал Лондон умерить свои амбиции и наконец признать, что членство в ЕЕС и Таможенном союзе Северной Ирландии или Соединенного Королевства остается самым реалистичным и надежным способом разрешить текущие сложности.
Тем более что, как заметил Хоган, выход из Таможенного союза не предоставит британцам никаких значительных преимуществ. «Признаться, я поражен слепой вере некоторых политиков в Лондоне, которые продолжают верить в теоретические возможности заключения торговых сделок (со странами по всему миру. – «НГ»)», – рассказал чиновник в интервью газете Observer.
Настаивая на том, чтобы переговоры об условиях выхода Британии и ЕС и дискуссии о торговле велись отдельно, Ирландия совершает большую ошибку, уверен бывший посол Британии в США и Германии, политический аналитик Кристофер Мейер. «До недавних пор я проявлял огромное уважение к ирландской дипломатии, – написал он в Twitter. – Но неужели Дублин не понимает, что ему выгоднее настаивать на том, чтобы ЕС объединила треки переговоров и вела их параллельно? Ведь только так вопрос ирландской границы можно обсудить в исчерпывающем ключе».
Шансы на то, что стороны договорятся открыть второй трек переговоров, – пятьдесят на пятьдесят, считает директор Центра европейских реформ Чарльз Грант. По его словам, Британия скорее всего воздержится от письменных заверений о недопустимости жесткой границы, но пообещает, что «между Севером и республикой не будет расхождений в формате регулирования».
Как отметил Грант в интервью ирландской Independent, дипломаты Германии и Франции не хотят останавливаться на теме границы. Поэтому если Британия проявит хотя бы долю компромисса, то Париж и Берлин «вежливо попросят» Дублин уступить, дав дискуссиям по торговле зеленый свет.