Китайский специалист проводит «ликбез» с африканским рабочим. Фото Reuters
В Пекин сегодня прилетает президент Джибути Исмаил Омар Гелле. В этом государстве расположена первая военная база КНР за рубежом. Ожидается, что будут заключены соглашения о китайских инфраструктурных проектах. По инвестициям на Черном континенте Китай западных конкурентов обошел. Но на его репутацию бросает тень скандал в США, вызванный тем, что китайская энергетическая фирма добивалась за взятки привилегий в Африке.
Расположенный на Африканском Роге, по соседству с самыми загруженными маршрутами мирового торгового судоходства Джибути занимает чрезвычайно выгодное географическое положение. Не случайно на территории этого государства с населением менее 1 млн создали свои базы Франция, США и Япония. А вслед за ними базу ВМФ там построил Китай.
Эти военные объекты покрывают значительную часть бюджетных расходов Джибути. Причем Китай оказался щедрей других. Если США платят за базу 63 млн долл. в год, то КНР – 100 млн.
Джибути превращается также в опорный пункт китайской экономической экспансии в регионе. Как сообщает South China Morning Post, уже подписан меморандум о взаимопонимании на 4 млрд долл. о проведении газопровода из Эфиопии в Джибути и строительстве в Джибути завода сжиженного природного газа. Его производительность планируется довести до 10 млн т в год.
Но энергетические аппетиты Китая страны Африканского Рога удовлетворить не могут. Он хочет забить колышки, в частности, в Чаде и Уганде.
И все вроде бы получалось. Если бы не зловредные американские прокуроры. Как передал Voice of America, они обнаружили, что Чи Пин Патрик Хо, бывший министр правительства Гонконга, и Чейк Гадио, бывший министр иностранных дел Сенегала, вступили в сговор с целью подкупить африканских деятелей высокого уровня для того, чтобы обеспечить привилегии для бизнеса, который ведет энергетический и финансовый конгломерат, базирующийся в Шанхае.
Конкретно речь шла о том, чтобы «задобрить» Идриса Деби, президента Чада, и Сэма Кутесу, министра иностранных дел Уганды. Согласно документам, обнародованным американскими прокурорами, Хо и Гадио разработали план дать им взятки в обмен на выгоды китайской фирме, которая действует в секторе нефти, газа и финансов.
Хо был арестован в минувшую субботу, Гадио – в пятницу. Оба обвиняются во взяточничестве, нарушении закона о коррумпированной деятельности за рубежом и отмывании денег. Исполняющий обязанности помощника генерального прокурора Кеннет Бланко сказал, что заговор предусматривал взятки на высшем уровне в этих двух государствах.
Хо и Гадио начали разрабатывать схему подкупа в 2014 году, когда встретились в здании ООН в Нью-Йорке. У Гадио была фирма-консалтинг, а Хо возглавлял неправительственную организацию, которую финансировала энергетическая компания CEFC China Energy Company Limited с оборотом в 34 млн долл.
Хо позднее пообещал выплатить президенту Чада 2 млн долл. Деби, как полагают, предоставил энергетической компании возможность обрести особые права на нефть в Чаде, минуя торги. Как полагают, реально заплатили президенту 400 тыс. долл. путем электронного перевода из Нью-Йорка. А Кудесе Хо перевел 500 тыс. долл. Президенту Чада и министру иностранных дел Уганды были также обещаны доли прибылей от совместных предприятий, созданных энергетической компанией и семьями этих политиков.
По данным прессы Гонконга, компания CEFC China Energy вышла на сцену несколько лет назад и приобрела доли в крупных международных проектах. Она участвует в реализации проекта Шелкового пути, реализуемого Китаем.
В беседе с «НГ» заместитель директора Института Дальнего Востока РАН Андрей Островский отметил, что «китайское влияние в Африке преобладающее. Американцы контролируют только север, где живут арабы. Китайцы выигрывают борьбу за рынки сырья и рынки сбыта. Сырье – это алмазы, нефть, газ и все остальное».
Эпизод с подкупом не помешает расширению китайского присутствия в Африке. Но китайским бизнесменам в США, американо-китайским торговым отношениям скандал может нанести ущерб, заключил эксперт.
Вопрос о взятках был поднят журналистами на брифинге представителя МИД КНР Лу Кана в Пекине. «Мне неизвестны детали дела, – сказал дипломат. – Намерен лишь подчеркнуть, что правительство КНР требует от работающих за рубежом компаний строго следить за местным законодательством и соблюдать его».