Эмманюэль Макрон указал на невозможность создания новых рабочих мест без оказания поддержки предпринимателям. Фото Reuters
Президент Франции Эмманюэль Макрон достиг первых успехов в реализации своей повестки – как во внутренней политике, так и на европейском направлении. Так, парламент Пятой республики одобрил сокращение налогов для богатых, что, по словам лидера страны, должно способствовать экономическому росту. Тем временем в Евросоюзе утвердили предложения Макрона по борьбе с социальным демпингом.
Французские законодатели одобрили сокращение налогов на имущество. Соответствующие меры были представлены в бюджете правительства. Власти ввели единую шкалу налога (30%) на личные доходы французов с вложений, включая доход с капитала и проценты с финансовых сбережений. Единственным видом имущества, налоги на который не будут сокращены, остается недвижимость.
Таким образом, налоги 1 тыс. богатейших французов будут сокращены в общей сложности на 400 млн евро. Об этом сообщил министр экономики и финансов Брюно Ле Мэр. Шаги властей, сказал он, направлены на привлечение в страну инвестиций и ускорение экономического роста.
Налоговая политика нынешних властей отличается от той, которую проводил предыдущий президент Франсуа Олланд. В рамках борьбы с «безликим классом богачей» он ввел налог в 75% на доходы французов, которые зарабатывают более 1 млн евро. Но впоследствии Олланду пришлось отказаться от такого шага в силу экономических соображений – налог наносил вред привлекательности страны для инвесторов.
Несмотря на тот факт, что Макрон в прошлом являлся советником Олланда, воздерживаться от критики бывшего начальника он не стал. «Мой предшественник облагал богачей такими высокими налогами, как никто прежде. И чем все закончилось? Они просто уехали из страны», – посетовал Макрон в интервью французскому телевидению.
Утверждения президента подтверждает и статистика. По данным организации New World Wealth, с 2000 года разница между числом покинувших Францию миллионеров и прибывших в страну богачей составила 60 тыс. Налог же Олланда на супербогатых приносил казне лишь 5 млрд евро в год (около 2% бюджета).
«Я не пойду на поводу у укоренившегося во французском обществе чувства зависти, потому что эта зависть парализует нашу страну. Мы не можем создавать рабочие места, если мы теряем предпринимателей», – сказал Макрон.
Противники президента трактовали его налоговое решение как доказательство, что он представляет интересы богатых, а не всей страны. Лидер праворадикальной партии «Национальный фронт» Марин Ле Пен предположила, что таким образом Макрон помогает бизнесменам, которые являлись донорами его кампании. Нашлись критики мер Макрона и в экспертном сообществе. Экономист левых взглядов и автор «Капитал в XXI веке» Тома Пикетти назвал решение облегчить налоговую нагрузку на богатых «исторической ошибкой». Инициатива Макрона, на его взгляд, чревато усугублением неравенства между богатыми и бедными в стране. Высказывания Пикетти приводит Financial Times.
Одна из главных задач Макрона – удержать свой левый электорат, полагает ведущий научный сотрудник Института Европы РАН Сергей Федоров. «С арифметической точки зрения, доказать, что Макрон – это президент, который заботится о богатых, сложно, однако психологически для многих избирателей это выглядит именно так, – сказал эксперт. – Между тем значительную часть электората Макрона составляют левые избиратели, которые в первом раунде президентских выборов поддерживали кандидата от социалистов Бенуа Амона».
По мнению Федорова, именно разочарование президентом со стороны его левых сторонников объясняет падение популярности Макрона. «Несмотря на то что президент избирался как центрист, пока что в своих решениях он держался правого курса, – пояснил он. – Соблюдать баланс между левым и правым крылом своих сторонников Макрону оказалось сложной задачей».
Сокращение налогов – не единственное обещание, которое удалось выполнить Макрону. На днях министры труда стран Евросоюза также одобрили предложение французского лидера по реформам Директивы о командированных работниках. Эта директива позволяет работодателю и сотруднику в одной стране ЕС заключать договор на местных условиях оплаты, а затем отправлять этого сотрудника в другое европейское государство, то есть в командировку. В итоге получается, что компании могли нанимать сотрудников в Эстонии за дешевую плату, а затем «командировать» его, к примеру, во Францию. При этом существующие во Франции нормы рынка труда на этого работника бы не распространялись.
Макрон называл такую систему «социальным демпингом» и призывал ограничить возможности для компаний нанимать дешевую силу в Восточной Европе для постоянной работы в западных государствах ЕС. В соответствии с одобренными министрами труда реформами, отныне командировки рабочих будут длиться не более года с возможностью продления еще на шесть месяцев. Новые правила вступят в силу через четыре года.