0
26924
Газета В мире Интернет-версия

17.10.2017 20:01:00

Киркук стал победой для Тегерана и потерей для Москвы

Тэги: иран, сша, армия, киркук


иран, сша, армия, киркук Сдача позиций в Киркуке могла быть частью договоренностей курдов с Багдадом. Фото Reuters

Восстановление контроля иракской армии над Киркуком и его окрестностями при участии Ирана выявило неготовность США претворять в жизнь собственную стратегию по борьбе с экспансией Исламской Республики в регионе. В пользу этого говорит то, что Вашингтон, имеющий тесные контакты с выдавленными из провинции курдскими силами, продемонстрировал полный нейтралитет. В экспертной среде американской позиции дают и другую трактовку: развитие конфликта вокруг Киркука было полезно Вашингтону с точки зрения урона, который может быть нанесен российским энергетическим проектам в Курдистане.

«США очень обеспокоены сообщениями о насилии в окрестностях иракского Киркука, – говорится в сообщении Госдепартамента. 

– Мы внимательно следим за ситуацией и призываем все стороны координировать свою военную активность и сохранять спокойствие». В специальном заявлении американского дипломатического ведомства говорится, что Вашингтон поддерживает мирное управление, которое согласуется с Конституцией Ирака. «Мы работаем с чиновниками из центрального и регионального правительств, чтобы уменьшить напряженность, избежать дальнейших столкновений и дать импульс диалогу». Вместе с тем Госдеп призвал стороны избегать провокаций, которые могут играть на руку «врагам Ирака».

По состоянию на 17 октября все нефтяные месторождения Киркука находились в руках центрального иракского правительства. Особого внимания в этом быстром восстановлении контроля над богатой провинцией заслуживает то, что прямое участие, как утверждают курды, в операции помимо шиитских отрядов принял Корпус стражей исламской революции (КСИР) – влиятельное военно-политическое формирование Ирана. «Иракская армия и «Хашд аш-Шааби» (шиитское ополчение. – «НГ») – не единственная сторона, атакующая нас, – заявил курдскому телеканалу Rudaw командующий второй бригадой пешмерга в Киркуке Шван Шамерани. – Наша разведка со 100-процентной точностью определила, что здесь есть КСИР». Руководство пешмерга считает кампанию по захвату Киркука открытым объявлением войны и обещает дать ответ на действия «коалиции», участвовавшей в операции.

В экспертной среде отмечают: реакция Вашингтона на события в Киркуке была слишком слабой. «США демонстрировали двоякую позицию, когда иракские курды проводили свой референдум, – напоминает «НГ» руководитель отдела исследования ближневосточных конфликтов Института инновационного развития Антон Мардасов. – С одной стороны, они поддерживали территориальную целостность Ирака. С другой стороны, у них есть много различных связей с Иракским Курдистаном. Тот же Рекс Тиллерсон, заключая от лица ExxonMobil контракт с Иракским Курдистаном, много сделал для независимости региона от Багдада. Известно, что он сам лично вел переговоры и брал на них с собой только одного переводчика. Это одна сторона медали. Безусловно, тут можно говорить и о том, что у американцев нет сейчас четкой стратегии для сдерживания Ирана. Действия в Ираке широко трактуются как имиджевая потеря США».

В то же время эксперт не исключает, что быстрый уход курдских военных формирований из Киркука был результатом их договоренностей с Багдадом. «Скорее всего Киркук стал разменной монетой, – предположил Мардасов. – Курдам выгодно, чтобы у них было восстановлено авиасообщение. Все действия региональных игроков в отношении них разрешаются со сдачей Киркука и других спорных областей. Конечно, вряд ли им дадут статус, но, возможно, будет ослаблено экономическое давление на регион. Не исключено, что возобновятся выплаты Багдада Эрбилю. С банковской системой возможны подвижки. В принципе американцам выгодно, чтобы эта напряженность была снята».

Впрочем, самым важным аспектом ситуации в Киркуке эксперт называет российский фактор. С энергетиками из России власти Иракского Курдистана в этом году заключили крупные контракты, которые, по оценкам наблюдателей, делают Москву одним из крупнейших инвесторов в регион, отчаянно борющимся за провозглашение независимости. Агентство Reuters в сентябре сообщало, что компания «Роснефть» и Эрбиль подписали с февраля 2017 года несколько деловых соглашений на общую сумму 4 млрд долл. «Это более 2 млрд долл., ранее полученных регионом за продажу нефти от международных трейдеров, которые дают предоплату за экспорт, и 1,5 млрд долл. от соседней Турции», – отмечалось в сообщении агентства. Стоимость последней сделки, которая была заключена между «Роснефтью» и Курдистаном в сентябре, оценивается источниками Reuters примерно в 1 млрд долл. Одним из пунктов договоренностей было строительство на территории автономного региона газопровода мощностью 30 млрд куб. м в год.

Переговоры с иракскими курдами вел и другой энергетический гигант – «Газпром». В рамках Петербургского международного экономического форума – 2017 состоялась рабочая встреча главы правления компании Алексея Миллера и премьер-министра Курдского автономного региона Нечирвана Барзани. «На встрече рассматривались текущие вопросы сотрудничества. Речь, в частности, шла о геологоразведке на блоках Shakal и Halabja, а также о разработке месторождения Sarqala», – говорилось в сообщении «Газпрома» по итогам переговоров. По данным компании, из четырех ее проектов в Ираке три находятся на территории Курдского региона. «Теперь в связи со сдачей месторождений под контроль Багдаду реализация российских контрактов может быть затруднена, – предположил Мардасов. – И американцы не могли этого не знать». Эксперт отмечает, что все соглашения подписывались между Москвой и Эрбилем напрямую – без участия правительства в Багдаде.

После того как иракские власти восстановили контроль над Киркуком, в Министерстве иностранных дел РФ заявили, что российская сторона готова отстаивать безопасность отечественных компаний, которые работают в регионе. «Мы находимся в контакте с представительствами «Роснефти», «Газпром нефти», ЛУКОЙЛа, – сообщил Интерфаксу спецпредставитель президента РФ по Ближнему Востоку и странам Африки, замглавы МИД РФ Михаил Богданов. – Имеем в виду, что там, в Ираке, на севере и на юге, работают представители этих компаний, наши эксперты, специалисты, и, конечно, их благополучие нас очень волнует. Поэтому мы совместно с руководством компаний анализируем обстановку и готовы ко всем вариантам развития ситуации». Министр энергетики РФ Александр Новак, в свою очередь, заявил, что российские компании продолжают работу в Ираке в штатном режиме. На вопрос о тех рисках, которые несет для энергетиков ситуация в Киркуке, Новак ответил: «Это лучше у компаний спросить».

Если вернуться к региональному аспекту событий в Киркуке, то не все эксперты считают тезис о расширении иранского влияния значимым. «Не думаю, что это актуальная проблема, – заявил «НГ» старший научный сотрудник Ближневосточного центра Карнеги Езид Саиг. – В действительности можно сказать противоположное: Иран поддерживает Народные мобилизационные силы («Хашд аш-Шааби». – «НГ»), но именно правительственные войска под руководством премьер-министра аль-Абади вошли в Киркук, что дает ему больше политического доверия, чем его конкурентам. Быстрый и бескровный захват Киркука показывает расхождения между Демократической партией Курдистана (КПД) Масуда Барзани и Патриотическим союзом Курдистана (ПСК), который и контролирует регион Киркука. ПСК заранее достиг ясных договоренностей о вхождении правительственных войск. Это означает, что пространство для политического маневра, которым обладает Барзани, сузится в дальнейшем. Однако, кажется, КПД также приняла решение не бороться с правительственными силами, что довольно мудро. Это предполагает, что Барзани все-таки пытается избегать более серьезной конфронтации. К сожалению, для курдов в целом это свидетельство того, что Барзани просчитался, когда объявлял о референдуме, и что он не справляется с этим процессом».

В российской экспертной среде все же считают: то, Иран делает в Киркуке, – это естественное продолжение его линии по курдскому вопросу. «Иранцы в связи с курдским референдумом о независимости свои действия плотно координировали с Турцией и Ираком, – заявила «НГ» научный сотрудник НИУ ВШЭ Юлия Свешникова. – А позиция простая: не поддерживать независимость в связи с беспокойством по поводу устремлений собственных курдов, которые в последнее время неспокойны. Поэтому Кассем Сулеймани и координирует усилия «Хашд аш-Шааби» в регионе. В связке с выступлением Трампа 13 октября, это начинает напоминать бардак, потому что цель наступления на КСИР и даже на ракетную программу – как раз ограничение такой деятельности Тегерана».


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


Открытое письмо Анатолия Сульянова Генпрокурору РФ Игорю Краснову

0
603
Энергетика как искусство

Энергетика как искусство

Василий Матвеев

Участники выставки в Иркутске художественно переосмыслили работу важнейшей отрасли

0
871
Подмосковье переходит на новые лифты

Подмосковье переходит на новые лифты

Георгий Соловьев

В домах региона устанавливают несколько сотен современных подъемников ежегодно

0
1014
Владимир Путин выступил в роли отца Отечества

Владимир Путин выступил в роли отца Отечества

Анастасия Башкатова

Геннадий Петров

Президент рассказал о тревогах в связи с инфляцией, достижениях в Сирии и о России как единой семье

0
2956

Другие новости