0
3068
Газета В мире Интернет-версия

16.10.2017 00:01:00

Иранский атом примирит Россию и Европу

Тэги: иран, президент, хасан рухани, ядерное соглашение, свпд, сша, европейская шестерка


Рухани требует от США соблюдения обязательств по «ядерной сделке». 	Фото Reuters
Рухани требует от США соблюдения обязательств по «ядерной сделке». Фото Reuters

Президент Ирана Хасан Рухани заявил, что лидер отдельно взятой страны не может в одиночку аннулировать Совместный всеобъемлющий план действий (СВПД), подписанный между Тегераном и «шестеркой» международных посредников в 2015 году. Это стало ответом на анонсированную президентом США Дональдом Трампом стратегию в отношении Исламской Республики. В европейском сообществе полагают: если Америка инициирует односторонний выход из СВПД, это поставит Россию и Европу в один лагерь.

«Мы будем уважать принципы сделки до тех пор, пока наши интересы соблюдаются, – заявил Рухани в ответ на речь американского лидера. – Но если наши партнеры будут пытаться игнорировать свои обязательства по соглашению, мы не станем колебаться». 

Иранский народ, по уверению Рухани, обладает теперь большей решительностью, чем когда-либо. Говоря о СВПД, иранский президент пояснил: «Это международное многостороннее соглашение, ратифицированное Советом Безопасности. Это документ ООН. Возможно ли президенту в одностороннем порядке аннулировать эту важную международную сделку? Видимо, он (имеется в виду Трамп. – «НГ») не в курсе дел». Глава МИД Ирана Мохаммад Джавад Зариф заявил, что выступление американского президента свидетельствует скорее об отсутствии какой-либо стратегии.

Лидеры европейских стран, входящих в число подписавших СВПД международных посредников, были разочарованы решением Трампа. В совместном заявлении Франции, Германии и Великобритании выражается несогласие с американской оценкой того, как Иран выполняет свои обязательства по «ядерной сделке». Верховный представитель ЕС по иностранным делам Федерика Могерини отметила, что Исламская Республика не допустила ни одного нарушения. Гораздо категоричнее прозвучало выступление главы МИД ФРГ Зигмара Габриэля, который призвал Европу оставаться единой перед лицом подобных шагов со стороны Белого дома. «Мы также должны сказать американцам, что их поведение в отношении иранского вопроса ставит нас, европейцев, в одну и ту же позицию с Россией и Китаем против США». Вместе с тем Габриэль отметил, что СВПД является важным инструментом для того, чтобы предотвратить разработки военного атома в Иране.

Конфронтационная стратегия, анонсированная президентом США, состоит из пунктов, которые включают меры по «нейтрализации дестабилизирующего влияния иранского руководства и по сдерживанию его агрессии, особенно в области поддержки терроризма и различных боевиков». «Мы активизируем наши традиционные альянсы и региональное партнерство для того, чтобы получить опору в борьбе с иранской подрывной деятельностью, и восстановим более стабильный баланс сил в регионе», – говорится в заявлении, распространенном Белым домом. В американском заявлении говорится о негативном влиянии, которое оказывает Корпус стражей Исламской революции (КСИР) на соседние страны, и о необходимости предотвратить развитие ракетной программы в Исламской Республике, которая, с точки зрения Вашингтона, угрожает стабильности на Ближнем Востоке.

В ходе своего выступления Трамп отказался сертифицировать выполнение Ираном своих обязательств по СВПД, аргументировав это тем, что в двух случаях Тегеран превысил оговоренный лимит в 130 тонн тяжелой воды и не оправдал американских ожиданий в области работы центрифуг. «Но самой печальной частью сделки для Соединенных Штатов является то, что все средства были выплачены (Ирану.– «НГ») заранее, – заявил Трамп. – Неслыханно. Это было сделано не в конце сделки, когда они (иранцы. – «НГ») показали, что играли по правилам». Планом новых санкций против КСИР было поручено заняться Минфину США. Конгресс, в свою очередь, по мнению Трампа, должен выполнить свою работу по внесению изменений в иранскую сделку. «Но если мы не сможем достичь решения с Конгрессом и с нашими союзниками, соглашение будет прекращено», – пообещал американский президент.

Неизвестно, в каком направлении намерены двигаться члены Конгресса, на которых Трамп возложил груз ответственности за судьбу сделки. «Мы очень надеемся, что Конгресс, который сейчас несет ответственность за возможный разрыв, не поставит под угрозу соглашение, – выразил надежду в разговоре с AFP министр иностранных дел Франции Жан-Ив Ле Дриан. – Если мы подвергнем осуждению договоренность, которая соблюдается, это создаст опасный прецедент». Особенно опасно, с точки зрения главы французской дипломатии, то, что события разворачиваются на фоне попыток усадить Северную Корею за стол переговоров и разоружиться.

«Трамп непримирим с законодательными нормами, – заявила «НГ» старший научный сотрудник Института востоковедения РАН Лана Раванди-Фадаи. – Непримиримо он относится и к тому, что было сделано экс-президентом Обамой, который заявил, что США готовы протянуть Ирану руку дружбы. Иран для Трампа – больное место. Но то, что он сейчас предлагает, выходит за рамки международного права, потому что СВПД – многосторонний договор, и эксклюзивного одностороннего выхода из этого соглашения у США не имеется. Трамп объявил о трех критических точках. Одна из них заключается в следующем: если разведка США объявит, что Иран нарушает договор, то сразу возобновляются санкции. Мы прекрасно знаем, как разведка США искала в Ираке оружие массового поражения. Мы видим, что сейчас стало с этой страной».

Впрочем, аналитик выражает неуверенность в том, что Конгресс США пойдет на расторжение сделки. «Скорее всего эти решения Трампа не будут поддержаны, – говорит Раванди-Фадаи. – Если он одобрит все это,  будет нанесен вред прежде всего Соединенным Штатам, потому что возникнет противоречие с интересами других государств. Многие европейские страны сейчас заявляют о непорядочности подобной политики Трампа». Эксперт обращает внимание и на то, как к антииранской политике американского президента относится его окружение: часть соратников уговаривает его занять более мягкую линию. Что же касается ограничительных мер против КСИР, то эксперт согласна с тезисом, что это больше публичный жест. «Самое страшное, что было в Иране, это когда закрыли банковскую систему SWIFT, – заявила Раванди-Фадаи, комментируя возможность санкционного режима. – Иран много лет прожил под санкциями. Тяжело, но страна справляется и находит выход». Впрочем, ожидать того, что США применят сразу все рычаги давления на Иран, не стоит, уверена аналитик. «Применение такой силы может привести к внутреннему кризису в США», – заключила Раванди-Фадаи.


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


В электоральный онлайн смогут войти более 30 регионов

В электоральный онлайн смогут войти более 30 регионов

Дарья Гармоненко

Иван Родин

Дистанционное голосование массированно протестируют на низовых выборах

0
835
Судебная система России легко заглотила большого генерала

Судебная система России легко заглотила большого генерала

Иван Родин

По версии следствия, замглавы Минобороны Иванов смешал личные интересы с государственными

0
1406
Фемида продолжает хитрить с уведомлениями

Фемида продолжает хитрить с уведомлениями

Екатерина Трифонова

Принимать решения без присутствия всех сторон процесса получается не всегда

0
1031
Turkish Airlines перестала продавать билеты из России в Мексику

Turkish Airlines перестала продавать билеты из России в Мексику

0
537

Другие новости