Возглавляющие партийный список Александр Гауланд и Алиса Фейдель считают триумфом выход «Альтернативы для Германии» в Бундестаг. Фото Reuters
Консервативный блок Ангелы Меркель, хотя и с одним из худших результатов в своей истории, одержал победу на выборах в Бундестаг, что дало ей возможность в четвертый раз занять пост федерального канцлера. Однако тектоническим сдвигом для немецкой политики стало попадание «Альтернативы для Германии» (АдГ) в парламент, где не было партий правого толка с окончания Второй мировой войны. Посол ФРГ в РФ Рюдигер фон Фрич не прогнозирует коренных перемен в политике нового федерального правительства в отношении Москвы.
Окончательный результат прошедших в воскресенье выборов будет официально объявлен на торжественном заседании Бундестага 12 октября. Но уже ясно, что выборы меняют сложившуюся после 1949 года политическую систему Германии. Впервые две главные политические силы ХДС/ХСС и СДПГ показали весьма слабые результаты – 33% у консерваторов и 20,5% у социал-демократов. Впервые в парламент не только прошла, но и стала третьей политической силой правопопулистская партия АдГ, набрав 12,6% голосов. Впервые в стране может быть создано трехпартийное правительство из представителей ХДС/ХСС, Свободной демократической партии (СвДП) и «Зеленых». Такая коалиция получила название «Ямайка» (по цветам флага латиноамериканского государства): черный – у ХДС, желтый – у СвДП и зеленый, разумеется, у «Зеленых». Бундестаг нового, 19-го созыва станет на несколько десятков мандатов больше предыдущего (709 вместо 631), чтобы его состав точнее отвечал воле избирателей.
Лидер СДПГ Мартин Шульц признал поражение и заявил, что партия уходит в оппозицию. «Это горькое поражение. Это драматичный день для нас, для немецкой демократии. Ангела Меркель нанесла сокрушительный удар. Правоэкстремистская «Альтернатива» получила двузначный результат. Наша задача – возглавить оппозицию в Германии», – сказал он.
О решении АдГ также составить оппозицию в Бундестаге заявил сопредседатель партии Йорг Мойтен. «Мы поставили цель стать третьей силой и, очевидно, стали третьей силой. Мы составим конструктивную, гражданскую, консервативную оппозицию в Бундестаге», – отметил Мойтен. Впрочем, это вынужденный шаг, так как христианские демократы и остальные партии, прошедшие в Бундестаг, отказываются сотрудничать в правительстве с АдГ, прославившейся резкой антииммигрантской риторикой.
Заведующий отделом социальных и политических исследований Института Европы РАН Владимир Швейцер считает, что выборы выиграли две партии с точки зрения их выхода на новые рубежи – АдГ и СвДП. «На предыдущих выборах они в Бундестаг не прошли. У них было соответственно 4,7 и 4,8%, – напомнил эксперт в беседе с «НГ». – Зато сейчас АгД набрала 12,8, а СвДП – 10,7% голосов избирателей. А проиграли, на мой взгляд, ХДС/ХСС, потеряв 8,5% голосов, и СДПГ, ухудшив предыдущий результат на 5,2%. Левые и «Зеленые» остались примерно на тех же позициях».
По мнению Швейцера, именно АгД спутала карты всем партиям, поскольку оттянула голоса на себя и затруднила образование правящей коалиции. «АдГ и СвДП получили довесок в первую очередь от христианских и социал-демократов. Причем, судя по результатам в восточных землях ФРГ, АдГ смогла склонить на свою сторону значительную часть электората СДПГ, – подчеркнул он. – Кроме того, альтернативщики прибрали к рукам часть голосов тех, кто не участвовал в прошлых выборах, но пришел на нынешние. А ведь сейчас к урнам пришло на 5% больше избирателей, чем в 2013-м».
На повышенную активность избирателей обратил внимание и посол Германии в России Рюдигер фон Фрич. Выступая в посольстве на праздничном мероприятии по случаю выборов в Бундестаг 19-го созыва, он даже заметил, что все его пятеро детей выполнили свой гражданский долг. Комментируя по просьбе «НГ» ситуацию с формированием нового правительства, фон Фрич сказал, что за всю послевоенную историю ФРГ только раз – с 1957 по 1961 год – правительство было однопартийным. У руля тогда стоял Христианско-демократический союз.
Вот и сейчас стратегические цели, как сказала Меркель, достигнуты: рычаги власти остались в руках ХДС/ХСС. «Нам поручено создать правительственную коалицию, а создать коалицию против нас не удастся», – попыталась успокоить она сторонников, разочарованных относительно низким результатом. Теперь Меркель предстоят сложные переговоры по формированию правительственной коалиции.
Касаясь перспектив российско-германских отношений, фон Фрич сказал, что результаты выборов не окажут существенного влияния на их развитие. «Любое федеральное правительство, и новое в том числе, всегда будет обращать центральное внимание на положительное развитие германо-российских отношений, – заверил посол. – В Германии среди всех партий существует консенсус о том, что добрым отношениям между Германий и Россией нет альтернативы».