Жителей Курдистана призывают отдать свой голос за отделение от Ирака. Фото Reuters
Сегодня жители Иракского Курдистана будут решать, достойна ли их автономия независимости. Голосованию, которое не получило поддержки ни международных, ни региональных игроков, предшествовали боевые действия: север Ирака обстреляли иранская и турецкая армии. В экспертной среде полагают, что референдум о независимости может только усугубить ситуацию в Ираке.
«Мы требуем отмены референдума 25 сентября с условием полного отказа от его проведения в будущем, потому что подобное голосование сопряжено с риском возникновения серьезных проблем в регионе», – заявил накануне голосования вице-премьер Турции Бекир Боздаг. Столь жесткие заявления прозвучали и с иранской стороны. «Никто не потерпит независимого Курдистана», – заключил бывший министр обороны Ирана Хосейн Дехган, добавив, что курдская автономия во главе с президентом Масудом Барзани своим голосованием шантажирует центральное иракское правительство.
Однако воинственной риторикой Анкара и Тегеран не ограничились. Артиллерия Ирана нанесла удары по селениям на севере Ирака, которые находятся вплотную к Иракскому Курдистану. Ранее иранские силы уже проводили операции в этих местах, объясняя их борьбой с курдскими формированиями, которые могут находиться под контролем иранского ответвления оппозиционной Курдской демократической партии.
Турция, в свою очередь, накануне референдума нанесла удары по предполагаемым складам Рабочей партии Курдистана в Ираке. Анкара в этот день также провела учения на иракской границе. В них были задействованы дополнительные подразделения. В ходе маневров была отработана ситуация с пересечением условных минных полей военной техникой, уточняет агентство Anadolu.
«С точки зрения международного права и с точки зрения самих курдов это желание зафиксировать территориальные приобретения с 2003 года, но по факту – приобретения за то время, когда они вели борьбу с джихадистами, – пояснил «НГ» руководитель отдела исследования ближневосточных конфликтов Института инновационного развития Антон Мардасов. – Тогда они расширили свою территорию на 40%. Это обычное желание зафиксировать статус-кво и уже с этих позиций вести переговоры с Багдадом». Аналитик указывает на то, что помимо курдов в голосовании примут участие и представители некоторых арабских племен, которые проживают на подконтрольной Эрбилю территории в Ираке. «Всего в референдуме примет участие около 15 этносов», – отмечает Мардасов.
«Есть риски того, что референдум может сказаться на сектантской напряженности в Ираке, – полагает эксперт. – Более того, в Иракском Курдистане есть лагеря беженцев. В случае эскалации непонятно, что с ними будет. Иными словами, есть опасность, что референдум повлияет на миграцию. Желание курдов провести референдум также препятствует кампании по борьбе с «Исламским государством» (запрещено в РФ). Но главная опасность референдума – это дальнейшее разобщение курдов. Предвыборная риторика в Иракском Курдистане звучит так: кто не с нами, тот не курд. Однако партия «Горан» против этого, «Патриотический союз Курдистана» находится в очень сложной обстановке». Напомним, что руководства курдских партий «Комаль» и «Горан» высказывались за отсрочку референдума.
В числе прочего одна из интриг референдума – то, как он повлияет на отношения между Иракским Курдистаном и Турцией. «С одной стороны, Барзани и Эрдоган находились в довольно теплых отношениях, – напомнил Мардасов. – Есть энергетический проект, а также турецкое военное присутствие в Курдистане. Позиция американцев тут немного непонятна. С одной стороны, они выступают против референдума, это официальная позиция. С другой стороны, курдское лобби сильно в Вашингтоне, американское присутствие есть в Иракском Курдистане». Мардасов напомнил, что Иракский Курдистан рассматривался Вашингтоном как плацдарм для противодействия иранскому влиянию.
Эксперт при этом не верит в сценарий с турецким военным вторжением на территорию курдской автономии. «Не думаю, что турки решатся на военное противостояние, – заявил Мардасов. – Во-первых, им это невыгодно, а во-вторых, их заявления о том, что референдум может спровоцировать курдский сепаратизм в Турции и Сирии, все-таки надуманны. Сирийская история другая, турецкая – тоже. Опасность военного противостояния есть только в спорных районах типа Киркука. Это один из самых опасных регионов, где что-то может вспыхнуть на волне референдума, потому что там стоит пешмерга, которая соприкасается с «Хашд шааби» (силы народной мобилизации, связанные как с Багдадом, так и с Тегераном. – «НГ»). Они могут развязать боевые действия, но военный сценарий маловероятен в таком масштабе».