Глава МИД Польши Витольд Ващиковский встал на защиту судебной реформы. Фото Reuters
Еврокомиссия, одной из функций которой является контроль над соблюдением европейского законодательства, направила Варшаве мотивированное заключение относительно реформы судебной системы, противоречащей стандартам сообщества. И это уже не предупреждение и увещевание, а фактически ультиматум, за которым маячит Суд ЕС в Люксембурге и даже лишение голоса в Совете ЕС.
До сих пор польские власти отвергали критику Брюсселя в отношении судебной реформы, называя ее необоснованной. На днях в Польше даже запустили информационную кампанию с целью противостояния нападкам на эти преобразования и формирования негативного общественного мнения. «Попытки дискредитации польского правительства, нападки на нас, прежде всего в иностранных СМИ, заявления о том, что в Польше идут недемократичные изменения, – это явная ложь, и с ложью нужно сражаться», – заявила премьер-министр Беата Шидло.
В конце июля Польша была взбудоражена массовыми протестами, которые вызвали реформы правительства, касающиеся организации судов. За реформами просматривалась попытка партии по сути неограниченной власти «Закон и справедливость» (ЗиС) Ярослава Качиньского взять контроль над судебной системой. То есть подчинить судебную власть исполнительной. Президент Анджей Дуда наложил вето на принятые парламентом законы о Верховном суде и Национальном совете юстиции, но подписал закон о судах общей юрисдикции. Уже тогда «НГ» (см. номер от 26.07.17) предрекла недовольство Брюсселя, где посчитали польские реформы противоречащими законодательству ЕС и дали понять польским властям о возможных санкциях. Тогда же Еврокомиссия официально уведомила правительство Польши о своих претензиях к новому законодательству об организации судов, которое, по мнению Еврокомиссии, нарушает независимость польских судей.
Спустя месяц польский МИД ответил Брюсселю 12-страничным письмом, в котором отклонил практически все замечания. В нем пространно объяснялось, что судебные реформы являются «ответом на многолетние злободневные общественные ожидания». Подчеркивалось также, что «рекомендации выходят за рамки компетенций Еврокомиссии, поскольку организация правосудия находится в компетенции стран-членов». Глава польского МИДа Витольд Ващиковский лично заявил, что «законодательные действия, целью которых является реформа системы правосудия, соответствуют европейским стандартам, а потому безосновательно вызывают сомнения Еврокомиссии».
Замечания Брюсселя не остались без внимания видных польских политиков. Экс-президент Александр Квасьневский заметил: «Я бы не хотел, чтобы Еврокомиссия нас наказала, но она имеет на это право. ЕС вправе мониторить состояние демократии в разных странах и сегодня пользуется этим, поскольку для этого есть поводы. То, что произошло у нас с Конституционным трибуналом и судопроизводством, доказывает, что мы не применяем и обходим Конституцию».
В свою очередь, откликнулась и канцлер Германии Ангела Меркель, которая, по ее же словам, не пожелала «держать язык за зубами», так как «Польша и законность – это серьезная тема». «Речь идет о фундаментах сотрудничества в ЕС. Единство союза ценой отказа от законности – это уже не Европейский союз», – сказала глава немецкого правительства.
Проведя тщательный анализ упомянутого ответа польского МИДа, в Брюсселе пришли к выводу, что выдвинутые в адрес Варшавы претензии «не были рассмотрены надлежащим образом». В мотивированном заключении Еврокомиссии присутствуют конкретные замечания. Например, указания на различный пенсионный возраст судей для женщин (60 лет) и мужчин (65 лет). Это, как считают в Брюсселе, является дискриминацией по половому признаку, что не соответствует стандартам ЕС. Особую критику вызывает закон, который предусматривает право министра юстиции снимать председателей судов и заменять их другими кандидатами.
Таким образом, начатая процедура о нарушении Польшей союзного законодательства переходит в новую фазу. На принятие мер по выполнению заключения ЕС польским властям дан месяц. Процедура о нарушении законодательства ЕС предусматривает три этапа. Если ответные действия Польши не удовлетворят и на этот раз, то следующим этапом может стать Суд справедливости ЕС в Люксембурге. Еврокомиссия может потребовать наложения на страну крупного денежного штрафа. Более того, она пригрозила Польше запуском процедуры, предусмотренной статьей 7 Договора о Европейском союзе, которая может лишить Польшу права голоса в Совете ЕС в случае констатации «существования явной угрозы серьезного нарушения ценностей» Евросоюза.
Вчерашняя Rzeczpospolita в преддверии ежегодного послания председателя Еврокомиссии Жан-Клода Юнкера указала на несколько ключевых споров Варшавы с Брюсселем. Среди них защита правопорядка, касающаяся Конституционного трибунала и Верховного суда; нарушение принятого в Европе закона об организации обычных судов; отказ от выполнения решений ЕС о принятии беженцев. Влиятельная газета цитирует одного из еврочиновников: «Польша становится для ЕС даже большей проблемой, чем брекзит».