Ким Чен Ын осматривает водородную бомбу в Институте ядерного вооружения. Фото Reuters
КНДР провела шестое, самое крупное ядерное испытание в своей истории. Пхеньян утверждает, что это была водородная бомба, которую можно установить на межконтинентальную баллистическую ракету (МБР). По мнению экспертов, Ким блефует. Причем не только против США, но и Китая. Не случайно тест был устроен накануне открытия саммита БРИКС в КНР.
Северная Корея назвала взрыв абсолютно успешным. Это была откровенная демонстрация пренебрежения лидера КНДР Ким Чен Ына по отношению к президенту США Дональду Трампу. Ведь тот обещал, что Север испытает на себе «огонь и ярость» Америки, если будет угрожать ей ядерными ракетами. Впервые Север произвел взрыв, который явно превосходит по мощности разрушительную силу бомб, которые США сбросили на Японию в августе 1945 года.
Тем не менее пока не ясно, действительно ли Север взорвал водородную бомбу. Как пишет New York Times, это гораздо более мощное оружие, чем то, что Пхеньян испытывал ранее. По некоторым данным, речь идет о заряде в 70 килотонн. На Хиросиму была сброшена бомба мощностью 15 килотонн. При этом аналитики скептически относятся к утверждению, что Пхеньян овладел технологией установки бомбы на МБР.
В беседе с «НГ» военный обозреватель ТАСС, полковник в отставке Виктор Литовкин отметил, что «есть явное противоречие в сообщении северокорейского информагентства. Они говорят о водородной бомбе, которую можно поставить на межконтинентальную ракету. Но бомбу на ракету поставить нельзя. На ракету можно поставить боеголовку. Бомба – это для самолета, для бомбардировщика. Поэтому в этой информации, может быть, кроется подвох».
Если у северокорейцев был подземный взрыв, тем более в скалах, то до того момента, пока не выйдут газы из расщелин, говорить о том, что это был за взрыв, преждевременно. Был ли это ядерный, водородный взрыв или было использовано какое-нибудь другое вещество – гексоген, например, точно нельзя сказать.
Литовкин напомнил, что у КНДР нет межконтинентальных ракет. Последний пуск был на 2,8 тыс. км. А дальность полетов межконтинентальных ракет начинается с 5,5 тыс. км. «Поэтому я думаю, что это те же блеф и риторика, с помощью которых Ким Чен Ын пытается запугать США и показать, какие северокорейцы крутые. А то, что они взрывают в нарушение международного права, это безобразие. Надо дать им по рукам. Но как это сделать, вопрос открытый», – заключил эксперт.
Пхеньян опубликовал в воскресенье фотографию ударного механизма. Независимо от того, подлинная это фотография или поддельная, он выглядел как двухфазный термоядерный механизм. Дэвид Олбрайт, президент Института за науку и международную безопасность в Вашингтоне, сомневается, что механизм подлинный. Но, по его словам, есть серьезные данные, что Север работает над термоядерным оружием.
Не исключено, что взрыв, по замыслу Севера, должен был оказать воздействие на Китай. Во всяком случае, испытание поставило в неловкое положение председателя КНР Си Цзиньпина. Как раз в эти дни он принимает в городе Сямэнь лидеров стран БРИКС и ряда других приглашенных стран.
Питер Хэйз, директор «Наутилуса», Института в США, специализирующегося по Корее, считает, что тест должен подтолкнуть Си к тому, что ему нужно убедить США начать переговоры с КНДР. «Испытание нацелено больше на Си, чем на Трампа. У Кима нет рычага, чтобы побудить США к переговорам. А у Си есть реальная сила, способная повлиять на планы Вашингтона. Пхеньян оказывает давление на Китай, чтобы он сказал Трампу: вам нужно вступить в контакт с Ким Чен Ыном», – утверждает Хэйз.
О том, насколько обострилась ситуация на Корейском полуострове, высказался президент РФ Владимир Путин. В статье, посвященной саммиту БРИКС, он отметил: «Расчет на то, что можно остановить ракетно-ядерные программы КНДР исключительно давлением на Пхеньян, ошибочен и бесперспективен. Необходимо решать проблемы региона путем прямого диалога всех заинтересованных сторон без выдвижения предварительных условий. Провокации, давление, воинственная и оскорбительная риторика – это путь в никуда».