Фото Gettyimages
Власти Великобритании представили предложения по таможенному сотрудничеству с Европейским союзом. В Лондоне надеются на сохранение нынешних условий взаимодействия с ЕС по этому направлению, так как это облегчит жизнь бизнесу. Оппозиция в лице Лейбористской партии раскритиковала инициативы правительства, осудив его за отсутствие конкретики.
Британские власти намереваются достичь с Евросоюзом соглашения о таможенном сотрудничестве, предполагающего сохранение нынешнего статус-кво в этой области. Другими словами, граница между Британией и ЕС останется прозрачной, и компаниям не придется проходить через новые бюрократические процедуры, чтобы беспрепятственно экспортировать свою продукцию. Более подробные детали планов правительства будут опубликованы осенью.
Таможенный союз ЕС – договор, который обнуляет пошлины и упраздняет проверки на границах между подписавшими его странами. Он, кроме того, вводит единый таможенный тариф для ввоза товаров и услуг из третьих стран. Переговоры по поводу торговых сделок ведутся от лица Европейской комиссии, а не на уровне государств – участников таможенного договора. Таким образом, если текущие договоренности в рамках таможенного сотрудничества останутся в силе, правительство в Лондоне не сможет заключать сделки о свободной торговле с третьими странами.
Взаимодействие Британии и ЕС на нынешних условиях может продлиться в течение трех лет после даты официального «развода» Брюсселя и Лондона в марте 2019 года, утверждают СМИ. Такой переходный период позволит частному сектору продолжать работу без каких-либо изменений.
«В бизнес-среде установился твердый консенсус: договоренности по поводу переходного периода являются необходимыми, и издержки компаний в связи с выходом Британии из ЕС должны быть минимизированы», – заявил генеральный директор Британской торговой палаты Адам Маршалл.
Предложение, которое, как отметила Times, де-факто оставит нынешние условия Таможенного союза между ЕС и Британией, было выдвинуто с подачи канцлера казначейства Филипа Хаммонда. По данным СМИ, именно он в течение последних месяцев настаивал на необходимости переходного периода. Коллеги Хаммонда, в частности министр международной торговли Лиам Фокс, выступали в пользу окончательного и резкого разрыва таможенных отношений с Брюсселем. По мнению Фокса, такой шаг позволил бы Британии в скором времени заключить выгодные сделки о свободной торговле по всему миру, в частности – с США (см. «НГ» от 25.07.17).
Впрочем, как сообщил в беседе с Times британский чиновник, королевство все же может получить возможность договариваться о торговых сделках с третьими странами во время переходного периода. Однако вступить в силу эти соглашения все равно смогут не ранее 2022 года.
Между тем в Брюсселе напомнили: вопрос о таможенной сделке решает не только Британия. Как пояснил в беседе с Financial Times еврокомиссар по сельскому хозяйству Фил Хоган, любое подобное соглашение должно быть одобрено остальными 27 странами сообщества.
Однако Брюссель пока не торопится обсуждать будущее таможенного сотрудничества. Об этом во вторник заявил официальный представитель Еврокомиссии. «Мы приняли к сведению желание Соединенного Королевства добиться переходного периода, но займемся этим вопросом только после того, как закончим переговоры по поводу условий, на которых Британия покинет ЕС», – сообщил он. Напомним, что королевству и ЕС все еще предстоит достигнуть консенсуса по двум темам – права европейских и британских граждан после брекзита и финансовые обязательства Лондона перед ЕС по совместным проектам.
«Евросоюз не настроен на промежуточные варианты, когда британцы сначала остаются в Таможенном союзе на какое-то время, а потом обговаривают новые условия, – сказал «НГ» доцент кафедры европейской интеграции МГИМО Александр Тэвдой-Бурмули. – Они хотели бы не тратить время и сразу достичь итогового соглашения».
По мнению теневого министра по брекзиту Кира Стармера, обозначенные британскими властями планы недостаточно конкретны. «Это противоречивые и некомпетентные предложения, которые дают понять о продолжающихся распрях в кабинете министров, – заявил он. – Бизнесу, профсоюзам и всей стране нужно знать, на каких именно условиях Британия будет взаимодействовать с ЕС после брекзита в таможенной и торговой сферах». Стаммер также усомнился в том, что власти смогут одновременно сохранить привилегии Таможенного союза ЕС и иметь торговые отношения с третьими странами.
Если Британия хочет вести независимую торговую политику, она не сможет заключить новый таможенный союз с ЕС. Никаких особенных уступок Лондону ожидать не стоит, подчеркнул Тэвдой-Бурмули.