В Берлине состоялся предметный разговор о будущем дизельных и бензиновых двигателей. Фото Reuters
В Берлине состоялся так называемый «Дизельный саммит», на котором политики и представители автоконцернов обсуждали, как поступить с технологией, которую многие уже списали в тираж. Решено обязать производителей отремонтировать за свой счет более 5 млн автомобилей, на которых установлено программное обеспечение, занижающее показатели вредных выбросов.
Немцы не умеют жить спокойно. В избирательной кампании вроде бы воцарился перерыв. Но как раз сейчас в нее ворвалась еще одна напасть: кризис отечественного автопрома. Все его знаменитые звезды – Volkswagen, Audi, Daimler, BMW, Porsche – уличены в картельном сговоре, манипулировании с вредными выбросами и других невероятных грехах. «Как если бы олимпийская команда была поймана на допинге», – замечает Bloomberg.
Эта в равной степени скандальная и серьезная ситуация стала в Берлине предметом рассмотрения на «Дизельном саммите». Министры транспорта и экологии Александр Добриндт и Барбара Хендрикс созвали его по принципу «свистать всех наверх», пригласив премьер-министров федеральных земель, имеющих автозаводы, руководителей концернов, представителей объединения работодателей, профсоюза металлистов и т.д.
Пожарный характер совещания понятен. Ведь речь идет не только о визитной карточке автоконцернов, а о состоянии целой отрасли. Она представляет собой один из главных столпов немецкой экспортной экономики. На автозаводах и сопутствующих предприятиях занято от 800 тыс. до 1 млн рабочих и служащих.
Наряду с этим выявился масштаб проблемы с дизельными автомобилями. Раз признано, что их выхлопы реально в несколько раз выше положенной нормы, то встал вопрос о том или ином дооборудовании этих машин. А их в германском автопарке, насчитывающем 45,8 млн «легковушек», почти треть – около 15 млн.
И вот первый результат «Дизельного саммита». Изготовители должны будут дооборудовать более 5 млн дизельных легковых автомобилей, 2,5 млн из которых – машины Volkswagen.
Однако дело в том, что миллионы немцев, владеющих дизельными автомобилями, еще и избиратели. Поэтому очевидной задачей «Дизельного саммита» было успокоить эту часть электората: за дооборудование их автособственности платить не придется. Соответствующие заверения были сделаны министром транспорта. А социал-демократический кандидат в канцлеры Мартин Шульц вкупе с лидерами зеленых и левых категорически требовал, чтобы все расходы по кризису несли только автоконцерны.
Насколько это удастся – все-таки вопрос. Судя по всему, автоконцерны не стремятся исправить выхлопы СО2 конструктивными поправками дизельных двигателей. Пресса сообщает, что предпочтение отдается использованию не столь дорогостоящих приспособлений. В частности, жидкого реагента AdBlue для очистки выхлопов дизельных двигателей. Некоторые специалисты полагают, что все-таки потребуются и технические усовершенствования, чтобы восстановить экологическое реноме дизельных автомобилей.
Разумеется, «Дизельный саммит» не мог за один присест разобраться во всем комплексе вопросов, связанных с автокризисом. На днях суд в Штутгарте предупредил о возможном закрытии центра баден-вюртембергской столицы для дизельного транспорта. Так что сейчас требовалось прежде всего предотвратить распространение такой инициативы.
Конечно, с учетом предвыборного времени стояла задача противостоять британским и французским заявлениям о сроках полного отказа от дизельного транспорта. Немецкий автопром пока не собирается закрывать производство таких машин, концентрируясь на их совершенствовании и соответствии современным стандартам Евро-5 и Евро-6. Согласно свежему опросу, подавляющее большинство бундесбюргеров считает, что автоконцернам следует предъявить самые строгие требования насчет экологии.
Дизельная афера не лучшим образом сказалась на немецкой автопромышленности. Впрочем, в целом умалить достоинства ее изделий едва ли возможно. Но ситуация заставляет и экономику, и представителей истеблишмента присмотреться к стратегии немецкой политики в автомобильной сфере. В электорате может вызывать настороженность слишком очевидная близость берлинских политических кругов и руководства автоконцернов. Среди их лоббистов есть бывшие высокопоставленные правительственные лица. Пресса отмечает, что в погоне за прибылью «концерны Volkswagen, Daimler, BMW под защитой политики годами придерживались ошибочного направления». Развитию электромобиля особое внимание не уделялось. Концерны «консервировали устаревшие технологии, договариваясь о них друг с другом». Итог – «вероятно крупнейший кризис».
Нет сомнений, что немецкий автопром, известный своим опытом и инженерией, с ним справится. Но не дремлет конкуренция со стороны США, опасная порой даже не столько своей техникой. Картельный скандал уже подвиг ряд американских клиентов выступить с жалобами на Volkswagen, Daimler и BMW, обвиняя их в попрании условий конкуренции. 69-страничная жалоба внесена в суд штата Нью-Джерси. Она доведена до сведения названных концернов, а заодно Audi, Porsche и Bentley. И соответствующего отдела Минюста США, начавшего расследование о картельном сговоре немецких фирм. Напомним, что прошлые американские претензии к Volkswagen обошлись ему в штрафные 20 млн долл.