Председатель КНР Си Цзиньпин выступил с жесткой речью о суверенитете. Фото Reuters
Выступая по случаю 90-й годовщины армии, председатель КНР Си Цзиньпин сделал упор на защите национального суверенитета. Никому не будет позволено «отделить какую-либо часть китайской территории», подчеркнул он. Это предупреждение прозвучало в тот момент, когда китайские и индийские военные противостоят друг другу в Гималаях, не спадает напряжение в Южно-Китайском море, а на Тайване правит партия, отвергающая воссоединение с материком.
Си не упомянул конкретно ни одного конфликта в своем выступлении. Как и можно было ожидать, во время торжеств, связанных с такой памятной датой, в речи подробно рассказывалось о том, какой путь прошла за 90 лет Народно-освободительная армия Китая (НОАК). В 1927 году это были партизанские отряды, воевавшие в горах в центрально-южных районах с превосходящими силами партии Гоминьдан во главе с Чан Кайши. Потом эти отряды совершили легендарный поход на северо-запад и создали базу для отпора Чан Кайши и японским оккупантам. А сегодня, по словам Си, НОАК – это могучая сила, способная победить любого захватчика.
Китайский народ никогда не позволит ни одному человеку, организации или политической партии отделить какую-либо часть китайской территории. «Никто не должен ожидать, что мы проглотим горькие плоды, которые наносят ущерб нашему суверенитету, безопасности и интересам развития», – сказал председатель КНР.
Агентство АР прямо увязывает это суровое предостережение с пограничными спорами Китая с соседями. Это прежде всего противостояние китайских и индийских солдат высоко в Гималаях. Причем представитель КНР потребовал, чтобы индийские войска отступили. Иначе могут повториться события 1962 года, когда между двумя державами вспыхнула краткая, но кровавая война.
Многие годы не утихает конфликт Китая с Японией из-за островов в Восточно-Китайском море, а также с пятью другими странами из-за богатых минеральными ресурсами островов Южно-Китайского моря. Еще один потенциальный район конфликта – Тайваньский пролив. Нынешнее правительство Тайваня отвергает предлагаемую Пекином формулу воссоединения острова с материком «одна страна – две системы». В Тайбэе считают, что КНР покушается на демократические устои на острове. Пекин угрожает применить силу, если Тайвань провозгласит независимость.
Как отмечает газета Australian, китайская армия никогда еще не участвовала в стольких учениях и походах внутри страны и за рубежом. На громадном полигоне по соседству с пустыней Гоби три дня назад в связи с юбилеем прошли маневры с участием 12 тыс. солдат пехоты, танковых войск, ВВС, других видов вооруженных сил. Ранее китайские и российские корабли провели совместные маневры на Балтике. В конце прошлой недели ВМС вели огонь боевыми снарядами во время маневров к западу от Корейского полуострова.
Корея сейчас в фокусе внимания китайского командования. Оно сформировало мобильную бригаду для обороны границы с КНДР длиной 1420 км. Там же строятся бункеры противоатомной и противохимической защиты.
Еще один важный момент выступлений председателя КНР – это мечта о возрождении величия Поднебесной. Си, который является не только генеральным секретарем КПК, но и председателем Центрального военного совета, неоднократно говорил о том, что пришла пора восстановить былую славу Китая, вернуть ему лидирующую роль в международных делах. А для этого необходимы современные вооруженные силы.
В беседе с «НГ» ведущий научный сотрудник Института Дальнего Востока РАН Павел Каменнов отметил, что у Китая действительно существуют проблемы с рядом соседних государств. Но, например, с Индией такая ситуация. Еще в начале нулевых годов Китай и Индия приняли декларацию. В ней говорилось, что разногласия по границе не должны препятствовать нормальным отношениям между двумя странами. Стороны так или иначе должны считаться с этим документом.
«Есть проблемы с островами. В Южно-Китайском море китайцы действуют в соответствии с декларацией, подписанной в Пномпене в 2002 году. Она сводится к тому, что все спорные вопросы должны решаться путем переговоров. В то же время они используют позицию силы. На мой взгляд, слова о необходимости защищать суверенитет произнесены на тот случай, если обстановка будет меняться. А сейчас Китаю никто не угрожает», – подчеркнул эксперт.
В Китае армия подчиняется не государству, а партии. Эта установка неуклонно соблюдается со времен Мао Цзэдуна. И она звучит особенно актуально сейчас, в преддверии очередного XIX съезда КПК, намеченного на осень. Армия будет твердо отстаивать руководящую роль партии, заявил председатель КНР.