Брюно Ле Мэр предложит Италии расширить сотрудничество на верфи. Фото Reuters
1 августа, во вторник, министр экономики и финансов Франции Брюно Ле Мэр встретится в Риме со своим итальянским коллегой Пьером Карло Падоаном, чтобы обсудить ситуацию вокруг корабельной верфи STX в городе Сен-Назер. Визит Ле Мэра в Рим состоится на фоне отказа президента Пятой республики Эмманюэля Макрона продавать верфь итальянской фирме Fincantieri, который вызвал гнев политиков в Риме.
В этом году итальянская фирма Fincantieri, находящаяся под контролем государства, достигла предварительных договоренностей с экс-президентом Франсуа Олландом о приобретении двух третей акций STX. Нынешние власти во главе с Макроном с этим не согласились и решили национализировать верфь. Взамен Париж выдвинул новые требования, согласно которым более 50% капитала STX должно остаться в распоряжении французского государства. В Риме это предложение рассматривать отказались.
Итальянские власти обвинили Францию в «протекционизме и отступлении от либеральных ценностей». «Национализм и протекционизм являются недопустимыми в отношениях двух великих европейских держав», – сообщается в совместном заявлении Падоана и министра экономического развития Карло Календы.
Решение о национализации Ле Мэр объяснил необходимостью «защитить французскую индустрию». Подобные заявления звучали и из уст Макрона во время его предвыборной кампании. Тогда он обещал защитить рабочие места французов от дешевой рабочей силы из Восточной Европы и от поглощения местных предприятий иностранными.
Ряд аналитиков связал действия Макрона с попыткой увеличить свою популярность на внутренней арене. В настоящий момент президента поддерживают 54% французов – это на 10% меньше, чем в июне. Об этом свидетельствуют данные опроса исследовательского центра Ifop по заказу издания Journal du Dimanche.
Причиной падающей популярности Макрона стала его политика, нацеленная на урезание бюджетных средств. В частности, решение сократить военный бюджет привело к скандалу президента и армейского руководства. В результате в знак протеста инициативам Макрона в отставку подал глава Генштаба Франции генерал Пьер де Вилье, пользовавшийся популярностью среди населения и политического класса.
Отказ продавать STX – политический ход со стороны Макрона, призванный смягчить политические последствия его либеральных реформ в экономике, считает директор исследований центра Ifop Жером Фурке. «С политической точки зрения Макрон не может регулировать экономику, не предоставив избирателям, которые относятся к таким мерам с недоверием, никаких гарантий», – заявил эксперт в интервью изданию Bloomberg.
Как напомнил аналитик, перед Макроном все еще стоит две задачи: избавиться от избыточного регулирования рынка труда и сократить социальные программы. Обе меры неизбежно вызовут нарекания в обществе. «Президент понимает, что должен дать (недовольным гражданам. – «НГ») что-то взамен, и защита традиционных индустрий страны – отличный ход, рассчитанный вызвать симпатии у местного электората», – резюмировал Фурке.
Решение Макрона по STX действительно оказалось популярным. По данным опроса Ifop для Journal du Dimanche, запрет на приобретение верфи поддержали 70% французов.
Между тем ситуация вокруг STX сильно огорчила итальянские власти, констатирует газета Financial Times. Ведь за последние несколько лет фирмы из Пятой республики имели возможность приобретать госпредприятия в Италии без каких-либо возражений со стороны Рима. Например, не так давно французская компания Vivendi получила контроль над акциями Telecom Italia, который является главным провайдером телекоммуникационных услуг в стране.
Власти в Париже ищут возможности сгладить противоречия. Макрон уже обсудил сложившуюся ситуацию по телефону с премьер-министром Италии Паоло Джентилиони. В свою очередь, Ле Мэр в беседе с Journal du dimanche заявил, что решение о национализации STX является временным и в Париже открыты для диалога с итальянской стороной.
Во вторник, 1 августа, министр финансов должен встретиться с Падоаном. Как передает Reuters, в ходе дискуссий французский министр предложит коллеге расширить сотрудничество по работе на верфи, в том числе в рамках строительства военных судов.
Разногласия по поводу судьбы STX – не единственная проблема, которая начала проявляться во французско-итальянских отношениях. Между Парижем и Римом все еще есть неопределенность, кто из них должен играть первоочередную роль в обеспечении мирного процесса в Ливии. Ранее в роли главного посредника по Ливии среди государств ЕС выступала Италия. Но на прошлой неделе Макрон принял лидеров сторон гражданского конфликта в североафриканской стране – президента поддержанного ООН правительства Фаиза Сараджа и маршала Халифу Хафтара (см. «НГ» за 26.07.17).
В Риме такой шаг вызвал недоумение. «Макрон просто отмахнулся от нас, он даже не стал с нами советоваться, – посетовал в беседе с британской газетой Times один из итальянских дипломатов. – Разумеется, что (в Италии. – «НГ») по этому поводу испытали очень сильное раздражение».
Накапливающиеся противоречия заставили Рим по-другому взглянуть на президентство Макрона. Изначально его избрание было встречено итальянцами с воодушевлением. Там рассчитывали, что теперь Франция сможет занять их сторону в спорах с Германией по вопросу жесткой макроэкономической политики, которую навязывает Евросоюзу Берлин. Кроме того, итальянские элиты с энтузиазмом смотрели на инициативы Макрона по интеграции Евросоюза.
Теперь лидера Пятой республики воспринимают с большей осторожностью. «Вместо нового Шумана (одного из создателей Европейского союза. – «НГ») мы получили нового де Голля (французского президента-евроскептика. – «НГ»)», – написал в Facebook итальянский депутат Европарламента Никола Данти.