Фото Gettyimages
В одном из книжных магазинов Варшавы проведена нетипичная, но весьма красноречивая акция. На место вдруг исчезнувших из витрины новинок выставлено лишь одно издание – «Конституция Республики Польша». Инициатор Себастян Бродовский свою идею объясняет текущими событиями: масштабными протестами по всей стране против реформы правосудия. При этом добавляет, что на Основной закон замечен повышенный спрос.
Протесты идут уже 10 дней. Напряжение достигло пика после того, как правящая партия «Закон и справедливость» («ЗиС»), обладающая большинством, провела через Сейм и Сенат (нижнюю и верхнюю палаты парламента. – В.М.) три закона: о Верховном суде, Национальном совете юстиции и о судах общей юрисдикции.
Захватив власть на всех уровнях, партия «ЗиС» добралась и до судопроизводства. Так, согласно продавленным законам, депутаты могли бы назначать судей в Национальный совет, а член партии власти министр юстиции имел бы право назначить главных судей окружных и апелляционных судов.
Оппозиция считает, что за этой реформой скрыта попытка подчинить судебную власть исполнительной. То есть контроль над Верховным судом да и, собственно, всей судебной системой осуществляется правящей партией, а это значит, что о независимости судов нечего и говорить. Налицо нарушение важного принципа демократии – разделения власти. Не случайно плакаты и лозунги тысяч манифестантов в больших и малых городах Польши носили акцентированный характер: от простого напоминания «Конституция!» до призыва «За свободную страну и независимые суды!» и даже до утверждения «Когда диктатура является фактом, революция необходима». У дома лидера «ЗиС» Ярослава Качиньского, а по сути, главного разыгрывающего польской государственной политики сотни манифестантов с плакатами «Долой Качора-диктатора!» требовали уйти с политической сцены.
На многотысячном митинге в Гданьске горячо встреченный Лех Валенса заявил: «Когда я был президентом, мне также не нравились многие законопроекты, относящиеся к государственному устройству, но я никогда не обходил демократию. А они (нынешняя власть. – В.М.) создали иную систему: вырубают все, что им мешает. Но так делать нельзя!» Собравшиеся поддержали легенду «Солидарности» и призвали президента отклонить принятый парламентом «пакет судебных законов»: «Если подпишешь, то сам будешь сидеть!»
Президент Анджей Дуда, будучи юристом, почувствовал настроение протестующих граждан. К тому же негативное отношение к изменениям в судебной системе Польши высказали в Европейской комиссии. В Брюсселе дали понять, что задуманная в Варшаве судебная реформа входит в противоречие с законодательством ЕС. А из этого следует, что против польских властей возможны санкции, а Польша может лишиться права голоса в Совете Европы.
Проведя в экспресс-темпе консультации с авторитетными в социальной и правовой областях специалистами, президент не стал пользоваться отведенным на принятие решений трехнедельным сроком. В понедельник он наложил вето на два принятых парламентом закона – о Верховном суде и Национальном совете юстиции. Кстати, Дуда уже обращал внимание, что Национальный совет юстиции, члены которого избираются большинством голосов депутатов Сейма и играют главную роль в кадровых решениях относительно председателей судов любых инстанций, не может быть «подчинен одной-единственной партии, одной-единственной группе». Он предложил пойти на компромисс: избирать членов совета большинством в три пятых голосов депутатов.
Решение Дуды, как можно было предположить, вызвало разную реакцию: от восторга возрождения его как президента до замешательства в стане правящей партии. «Вето президента замедлило работу над судебной реформой, но «ЗиС» не откажется от этой реформы», – заявила премьер-министр Беата Шидло и добавила: «Мы не можем поддаваться давлению улицы и заграницы, так как у нас стабильное большинство». Свое разочарование высказали журналистам маршал Сената Станислав Карчевский и глава фракции «ЗиС» в Сейме Рышард Терлецкий. А вот представитель оппозиции, депутат «Гражданской платформы», экс-министр юстиции Борыс Будка удовлетворенно заметил: «Президент ясно показал, что недопустимо, когда генеральный прокурор узурпирует неизвестные польской Конституции полномочия».
Профессор Радослав Марковский из Высшей школы социальной психологии считает вето президента «договорной манипуляцией, чтобы ввести в заблуждение общественное мнение». Известный политолог не сомневается, что Анджей Дуда «целиком зависит от Ярослава Качиньского» и после отпусков судебный аппарат и так будет реформирован согласно замыслу «ЗиС».
После решения Дуды наложить вето на два законопроекта перед зданиями судов в польских городах продолжились многочисленные протестные демонстрации, во время которых усилились требования отклонить и третий закон – о судах общей юрисдикции. Однако вчера президент этот закон подписал, что теперь обеспечивает укрепление внешнего надзора министром юстиции над окружными и апелляционными судами.
Все больше польские СМИ задаются вопросом о происходящем в стране: «Это конец «ЗиС» или демократии?» Несмотря на июльские манифестации против судебной реформы, партия власти все еще может рассчитывать на поддержку 33% поляков, что составляет перевес в 10 пунктов над основным соперником – «Гражданской платформой». Но вот в опубликованном вчера зондаже в издании Gazetа Wyborczа следует, что если бы главные оппозиционные партии пошли единым списком, то сумели бы опередить «ЗиС». А это уже серьезный сигнал и для избирателей.
Вчера же появились спекуляции, что на днях состоится дополнительное заседание Сейма. Нижняя палата парламента может отклонить вето президента квалифицированным большинством: если за это будет отдано 276 голосов из всего состава 460 депутатов. Накануне вечером в телеобращении президент Дуда сказал, что в ближайшее время представит новые версии законопроектов о реформе правосудия. Маршал же Сейма Марек Кухчиньский написал в Twitter, что до 13 сентября заседания Сейма не планируется. Однако с понедельника сложившуюся внутриполитическую ситуацию пока разруливает Дуда: новости на этот счет надо ждать из президентского дворца.