На фото министр торговли Великобритании Лиам Фокс. Фото Gettyimages
Министр торговли Великобритании Лиам Фокс прибыл в США для проведения дискуссий о торговой сделке между двумя странами. Амбиции Фокса заключить двустороннюю сделку с Америкой восприняли неоднозначно. Эксперты предупреждают: Великобритания не вела самостоятельную торговую политику уже в течение нескольких десятилетий, и американское руководство может этим воспользоваться, предложив королевству невыгодные условия.
Как отметил министр, либерализация торгового режима может увеличить торговый оборот Британии и США на сумму от 167 до 207 млрд фунтов до 2030 года. Такие подсчеты были проведены экспертами британского торгового ведомства. Фокс допустил, что на пути диалога могут возникнуть трудности. «Это будут непростые дискуссии», – сказал Би-би-си министр.
В то же время он заверил, что политическая поддержка со стороны как законодателей на Капитолии, так и американской администрации помогут сгладить этот процесс.
Цель, которую преследует министр в рамках своего визита, – приступить к подготовке предварительных договоренностей по двусторонней сделке. Вступить же в силу любая сделка сможет не ранее, чем после 2019 года, когда Великобритания официально покинет Евросоюз.
Напомним, что в настоящий момент Британия является членом Таможенного соглашения ЕС. Это означает, что формат торгового сотрудничества королевства с третьими странами закреплен на уровне Еврокомиссии и является единым для всех 28 государств – участников сообщества.
Если судить по последним 20 торговым соглашениям, которые Вашингтон заключил с другими странами, в среднем оформление одного из них заняло 45 месяцев. В то же время на переговоры США с Канадой о свободной торговле было потрачено всего 20 месяцев. Как ранее отметила в беседе с газетой Times Каролин Фройд, сотрудница аналитического центра Peterson Institute, теоретически добиться сделки в течение 20 месяцев можно, однако не стоит забывать, что ее ратификация может занять примерно столько же.
Впрочем, как сообщает Financial Times (FT), не исключено, что сделка Британии и США сможет вступить в силу только в 2021 году. Ведь в настоящий момент кабинет министров Великобритании пришел к консенсусу, что после брекзита королевству потребуется переходный период, призванный дать правительству и частному сектору больше времени на подготовку к новым условиям, на которых впредь будет осуществляться взаимодействие с Евросоюзом.
Такой переходный период будет предполагать и временное сохранение участия Британии в едином европейском рынке (ЕЕР), а также, вероятно, и в Таможенном союзе. На этом, в частности, настаивает канцлер казначейства Филипп Хаммонд. Фокс же, по информации британской газеты, хочет, чтобы королевство осталось частью ЕЕР, однако вышло из Таможенного соглашения. Однако, как сообщает британская газета, заключение предметных договоренностей с США могут переубедить министра финансов. «Если господин Фокс сможет добиться торговых сделок с большими экономиками, торговля с которыми сведет на нет потери от уменьшения торговли с ЕС, то Хаммонд может передумать», – пишет FT.
Амбициям Фокса будут препятствовать несколько сложностей, считает старший аналитик исследовательского центра Institute for Government Оливер Ллот. Во-первых, как Британия, так и США в настоящий момент используют пошлины и регуляторные барьеры для защиты своих фермеров. Во-вторых, Вашингтону и Лондону придется уделить немало внимания разнице в аспектах, касающихся принятия общих стандартов регулирования. Так, например, в США термин «виски» может быть применен только к тем напиткам, которые были выдержаны более трех лет. Это может нанести урон шотландским предприятиям. Кроме того, в США действуют менее жесткие правила в отношении разведения птиц, чем в ЕС и Британии.
Фокс заявил, что осведомлен с такими сложностями: «Сельское хозяйство, конечно, является очень чувствительной темой». При этом министр подчеркнул, что собирается обговорить с представителями американской администрации и другие темы, в частности договор о либерализации в сфере торговли услугами.
Намерения Фокса как можно быстрее достичь соглашения с США в бизнес-сообществе восприняли с настороженностью. Главное беспокойство компаний – неопытность чиновников, которые будут представлять Британию за столом переговоров. «В распоряжении США имеются самые жесткие переговорщики по торговым сделкам в мире, в то время как Британия отдала полномочия по торговле Европейской комиссии десятилетия назад», – написал в издании Observer генеральный директор Британской торговой палаты Адам Маршалл. – Если переговоры по сделке между США и Британией стартуют в ближайшие месяцы, то я догадываюсь, на кого ставить деньги».
Как добавил Маршалл, неверно заключенная сделка может нанести урон британским фирмам: «Существует огромный риск, что (после заключения сделки. – «НГ») работающие в Британии фирмы будут все еще подвержены ряду строгих мер регулирования и, таким образом, окажутся в невыгодном положении по сравнению с американскими конкурентами».
Министерство торговли начало полностью функционировать лишь в марте, и по крайней мере с организационной точки зрения британское правительство едва ли готово к серьезным переговорам, считает Ллот. «В настоящий момент Соединенное Королевство все еще только набирает тот потенциал, который был бы необходим для переговоров с США», – заключил он.
Кроме того, не все эксперты уверены, что успех сделки с США позволит восполнить потери от возведения торговых барьеров между ЕС и Британией. По оценкам экспертов из Гронингенского университета, приведенным на сайте Лондонской школы экономики, потеряв доступ к ЕЕР, королевство лишится 18% экспорта добавленной стоимости. Заключив же новое выгодное соглашение о свободной торговле, например с США, Лондон отыграет лишь 2%.