Дональд Трамп уступит конгрессменам право распоряжаться антироссийскими санкциями. Фото Reuters
Законопроект о российских санкциях, согласованный членами Палаты представителей США, грозит обернуться головной болью для крупного российского бизнеса. Билль, голосование по которому состоится во вторник, сделает отечественные элиты предметом детального интереса американских властей.
«Практически сплоченный Конгресс намерен направить президенту Путину ясный сигнал от имени американского народа и наших союзников, и мы нуждаемся в том, чтобы президент Трамп помог нам его доставить», – заявил конгрессмен-демократ, вице-президент комитета по иностранным делам Палаты представителей Бен Кардин. Он призвал президента Дональда Трампа не затягивать с подписанием закона, когда он будет одобрен обеими палатами.
Несмотря на оппозицию со стороны Белого дома, конгрессмены одобрили положение, закрепляющее ограничительные меры против России на уровне закона. Другими словами, чтобы отменить действие антироссийских санкций, Трампу придется заручиться поддержкой Конгресса. Ранее американский лидер и госсекретарь США Рекс Тиллерсон выступали против такого шага, посетовав, что он сузит коридор дипломатического маневра Вашингтона в отношениях с Москвой.
Билль содержит в себе пункт, обязывающий американские власти подготовить подробное досье о российских элитах. В течение 180 дней после вступления закона в силу министр финансов, секретарь Госдепартамента и директор национальной разведки США должны будут представить такой доклад комитетам в Конгрессе. В нем они должны будут пояснить несколько моментов.
Во-первых, властям предстоит указать имена крупных бизнесменов, имеющих связи с Кремлем, а также привести стоимость их активов, в том числе и тех, которые принадлежат близким и родственникам бизнесменов. Во-вторых, американской администрации предстоит указать степень близости контактов крупных предпринимателей с президентом Владимиром Путиным и его окружением. В-третьих, министры и шеф разведки обязаны выяснить, были ли олигархи уличены в коррупции, и изучить их отношения с компаниями из-за рубежа.
Впрочем, одними бизнесменами интерес законодателей не ограничивается. Конгресс, кроме того, намерен добыть больше информации о российских предприятиях с участием государственного капитала. Согласно поручениям членов конгресса, исполнительная власть установит, какие последствия будет иметь запрет на покупку долга таких предприятий, а также внесения их в реестр Управления по контролю за иностранными активами казначейства. Как поясняется в тексте билля, составленный властями доклад будет находиться в открытом доступе. При этом в документе подчеркивается, что часть пунктов досье может быть засекречена.
Второй доклад, который должны представить власти, касается связанной с Россией незаконной финансовой активности. Его подготовят те же представители исполнительной власти. На это им выделили год после вступления в силу законопроекта.
Будут ли корректировать российские элиты свои привычки в случае принятия санкционного законопроекта, будет зависеть от правоприменительной практики, полагают в экспертной среде. «Если, скажем, кого-то из членов семьи российской элиты вдруг вызовут на допрос для дачи объяснений по источнику финансовых средств, который позволяет жить в таком доме, по транзакциям, то они воспримут это как сигнал преследования, – заявил «НГ» политолог, завкафедрой связей с общественностью МГИМО Валерий Соловей. – В любом случае элиты воспринимают это с большой настороженностью и в первую очередь опасаются выявления своих связей с Кремлем. Американский пакет позволяет относиться к такого рода связям очень избирательно, то есть при случае вас могут взять за шкирку. Это то, что пугает не политическую элиту. Она понимает, что ей приходится платить за новую геополитическую динамику, а то, что пугает финансово-экономическую элиту, которая к этой динамике не причастна, но которая довольно тесно связана с Кремлем. У нас любой сверхкрупный бизнесмен так или иначе связан с ним».
Политолог отмечает, что ряд крупных российских бизнесменов предвидел такое развитие событий и начал тихую подготовку к «эвакуации» задолго до 2014 года. «Точно знаю двух человек, – говорит Соловей. – Мне их в разговоре приводили в пример как людей, очень тонко и дальновидно почувствовавших, к чему идет дело. Теперь они руководят своим бизнесом из-за границы. Это очень болезненно. Никто не понимает, как это будет использоваться, но все будут напуганы. Им совсем не хочется ни возвращаться в Россию, ни переводить свои капиталы, ни перевозить свои семьи. Они чувствовали себя членами глобальной элиты, они к этому стремились, и вот так все очень болезненно».
Эксперт полагает, что никаких шансов на возврат капитала в Россию нет. «Вернутся только те деньги, по которым есть договоренность, – говорит Соловей. – Ты в санкционном списке, ты возвращаешь деньги, ты несешь потери, но мы в России тебе это компенсируем. Те олигархи, которые попали под санкции, возвращают деньги при таких условиях». Однако денежный отток продолжается. «Главное – не то, что они выводят деньги, а то, что они переходят в налоговые резиденции других стран», – заключил аналитик.
Помимо прочего Конгресс озаботился и предполагаемыми попытками России усилить влияние в Европе и Евразии путем финансирования там политических партий, аналитических центров и институтов гражданского общества. Такие обвинения в адрес Москвы фигурируют в тексте билля.
По мнению законодателей, своими действиями в Евразии и странах СНГ Москва преследует сразу несколько целей: «сеять (в этих странах. – «НГ») недоверие к демократическим субъектам и институтам, продвигать ксенофобские и антилиберальные взгляды, а также применять другие меры, чтобы разрушить европейское единство». Обвиняют Россию и в организации коррупционных схем на территории Европы и Евразии.
В целях противодействия влиянию Москвы Конгресс призвал в ближайшие два финансовых года выделить 250 млн долл. Эти средства будут потрачены на укрепление защиты от кибератак, борьбу с коррупцией и установление режима «верховенства закона» в странах НАТО и ЕС, которые испытывают экономические трудности. Финансовую помощь также получат Албания, Украина, Македония, Грузия, Босния и Герцеговина, Косово и Молдова.
Особое внимание Конгресс уделил Украине. Так, в качестве официальной политики США в билле фигурирует отказ от признания присоединения Крыма к России. В документе подчеркивается: Штаты собираются способствовать сокращению зависимости Украины и восточноевропейских государств от российской энергетики.