Мишель Барнье заявил, что пока не готов делать британцам уступки. Фото Reuters
Британский министр по делам брекзита Дэвид Дэвис встретился с представителем Еврокомиссии Мишелем Барнье в Брюсселе, чтобы подвести итог второму раунду переговоров о выходе королевства из ЕС. Как резюмировали Дэвис и Барнье, хотя некоторые подвижки в дискуссиях и были достигнуты, у сторон все еще остаются серьезные противоречия.
«Первый раунд дискуссий был посвящен подготовке переговорного процесса, второй – озвучиванию наших позиций, третий раунд должен быть посвящен прояснению спорных моментов», – заявил Барнье в ходе пресс-конференции в четверг, 20 июля. Отвечая на вопросы журналистов, француз также не раз сетовал на отсутствие ясности в позиции, которую британская сторона заняла по ряду вопросов. Со своей стороны, Дэвис проявил более позитивный настрой.
«Я воодушевлен тем прогрессом, который мы осуществили в понимании, на каких позициях мы настаиваем», – сказал британский министр.
Второй раунд переговоров по брекзиту стартовал в начале недели, 17 июля. В ходе дискуссий стороны обсудили три основные темы. Во-первых, гарантии сохранения прав граждан ЕС, живущих в Британии, а также находящихся в Европе подданных королевства. Во-вторых, разрешение всех неопределенностей, касающихся погашения Британией перед ЕС «счета» по совместным проектам. Наконец, в-третьих, построение «мягкой границы» между Северной Ирландией и Ирландской Республикой, которая обеспечила бы ее беспрепятственное пересечение.
На данный момент стороны расходятся во мнении по нескольким вопросам. Так, Барнье и Дэвис так и не решили, в чьей юрисдикции будет находиться вопрос исполнения гарантий по правам граждан после брекзита. Еврокомиссия настаивает на том, чтобы за выполнением таких гарантий следил Европейский суд. Дэвис и премьер-министр Великобритании Тереза Мэй с этим не согласны. Они хотят, чтобы гарантии прав европейцев были закреплены на уровне международного закона, а за их исполнением следили британские, а не европейские судьи.
Кроме того, Барнье подчеркнул, что британская позиция по выплате финансовых обязательств, а также по вопросу североирландской границы ясна ему не до конца. Он призвал Лондон выработать более внятную стратегию, как будут урегулированы эти трудности.
У Дэвиса, в свою очередь, возникли вопросы к слишком жесткой, по его мнению, позиции Еврокомиссии по вопросу «счета» за брекзит. Министр призвал ЕС проявить больше гибкости. Но, как заверил британского коллегу француз, учитывая отсутствие в диалоге серьезных подвижек, ни о каких уступках речи не идет. «Я понимаю, что в переговорах нужно идти на компромиссы, но пока что мы не готовы их делать», – сказал он.
Впрочем, Барнье согласился с Дэвисом в том, что разрешение противоречий относительно «счета» за брекзит, который должен выплатить Лондон, может придать дискуссиям серьезный импульс: «Если мы сможем найти взаимопонимание по вопросу финансовых обязательств, то это поможет нам достичь компромиссов в переговорах в целом».
Чем дольше идут переговоры, тем больше головной боли возникает у британских властей, констатирует доцент кафедры европейской интеграции МГИМО Александр Тэвдой-Бурмули. Как отметил эксперт, стороны пока еще не представили подробности решения проблем, связанных с североирландской границей. «Ведь если североирландская граница продолжает работать в том же режиме, что и сейчас, то Великобритания, судя по всему, не сможет выйти из Таможенного союза, как она того хочет, – пояснил «НГ» Тэвдой-Бурмули. – Но если границу закроют, это грозит существенно затруднить североирландское урегулирование».
Напомним, что еще в январе Тереза Мэй выразила намерения Британии выйти из Таможенного союза ЕС. Это, в свою очередь, может привести к появлению на границе Ирландской Республики и Северной Ирландии полноценной границы и таможни, что скажется на экономике двух стран и навредит мирному процессу.
В соответствии с нынешними планами уже в следующем октябре Британия и ЕС собираются открыть дискуссии о будущем своих торговых и экономических отношений. Однако если переговоры на темы второго раунда затянутся, то и начало экономических дискуссий может быть отложено на более поздний срок. На днях Барнье заявил, что ЕС не готово вступать в диалог с британцами на тему торговых связей, пока вопросы прав граждан, финансовых обязательств и североирландской границы остаются нерешенными.
Напомним, что если Британия и 27 стран Евросоюза не достигнут формального соглашения об условиях «развода», то королевству придется взаимодействовать с государствами блока на условиях Всемирной торговой организации (ВТО). Кроме того, права проживающих в ЕС британцев и европейских мигрантов в королевстве не будут защищены.
Ряд политиков и экспертов предупредили: выход Британии из ЕС без сделки обернется серьезными последствиями для обеих сторон. Ведь в этом случае Евросоюзу не удастся получить от Лондона компенсацию по финансовым обязательствам. На это, в частности, обратил внимание бывший младший министр по делам брекзита Дэвид Джонс в интервью изданию Politico. «Замедление переговоров было бы очень опасным шагом для ЕС, – сказал он. – Если мы не добьемся сделки, то никаких британских отчислений в казну Евросоюза не будет, что приведет к серьезной дыре в его бюджете». Джонс добавил: «Прошу обратить внимание, что до сих пор Британия вкладывала в ЕС больше, чем получала, разница составляла 10 млрд фунтов. Это серьезная сумма, и я знаю, что многие небольшие страны сообщества беспокоятся об этом».
Впрочем, проблемы возникнут и у самой Великобритании. Как ранее сообщала газета Times со ссылкой на документ британского казначейства, экономический урон от торговли с ЕС на условиях ВТО для королевства оценивается в 9,5% ВВП. Потеря же беспрепятственного доступа к единому европейскому рынку (ЕЕР), согласно подсчетам Центра исследований экономики и бизнеса (CEBR), приведет к сокращению ВВП на сумму от 25 млрд до 36 млрд фунтов в год.
Более того, по оценкам экспертов из Гронингенского университета, Британии едва ли удастся восполнить потерю доступа к ЕЕР соглашениями с другими странами, с учетом того, как масштабен этот рынок и насколько близко он расположен к королевству. Из доклада аналитиков следует: потеряв доступ к ЕЕР, королевство лишится 18% экспорта добавленной стоимости. Заключив же новое выгодное соглашение о свободной торговле, например, с США, Лондон «отыграет» лишь 2%.
Ранее профессор экономики Лондонского университета Королевы Марии Бриджит Гранвиль отмечала в беседе с «НГ», что в случае «развода» Британии и ЕС без заключения сделки больше урона понесет именно королевство. «Британский экспорт товаров и услуг в 27 стран Евросоюза составляет 12% от ВВП острова, тогда как экспорт в Британию добавляет к ВВП блока всего 2,5%», – отметила эксперт.
Что касается дыры в европейском бюджете, то, по мнению Гранвиль, эта проблема влетит сообществу в копеечку, но не станет критичной: «По сравнению с совокупным размером экономик стран блока (около 12 трлн евро) получаемые от Лондона средства – это капля в море, – отметила она. – С учетом размера профицита бюджета Германии, эта страна без труда может взвалить на себя дополнительные обязательства».