Дональд Трамп и его сын подвергаются обвинениям в сговоре с Россией со стороны СМИ. Фото Reuters
Давление на президента США Дональда Трампа в связи с его политикой в отношении России усиливается. Американские законодатели в штыки восприняли идею создания рабочей группы по кибербезопасности между двумя странами. Тем временем ход набирает скандал с участием сына президента Дональда Трампа-младшего. Его обвиняют в контактах с российским адвокатом с целью получения информации, компрометирующей Хиллари Клинтон.
После встречи с Владимиром Путиным 7 июля в Гамбурге Трамп выразил надежду на улучшение отношений с Москвой. «Пришло время продвинуться вперед в конструктивном сотрудничестве с Россией», – заявил он.
Дискуссии Путина и Трампа коснулись трех основных направлений: сирийского досье, украинской проблематики и сотрудничества в киберпространстве. Впрочем, к серьезным подвижкам по этим вопросам встреча в Гамбурге не привела.
Так, задача по созданию рабочей группы в киберпространстве была отложена в долгий ящик. О неготовности взаимодействовать на этом направлении сам Трамп заявил в понедельник в Twitter. Идея подверглась осуждению со стороны демократов в Конгрессе, а также ряда республиканцев, включая сенатора Линдси Грэма.
Практических мер не было достигнуто и по Украине. В воскресенье Киев посетил глава Госдепартамента Рекс Тиллерсон. Он подчеркнул, что первый шаг к урегулированию ситуации в Донбассе должна предпринять именно Россия. Тиллерсон также выразил сожаление по поводу отсутствия прогресса в выполнении Минских договоренностей, главным образом со стороны Москвы. На днях стало известно о назначении специального представителя США по Украине. Им стал Курт Уолкер, единомышленник сенатора-республиканца Джона Маккейна, выступающего в пользу ужесточения курса США в отношении России.
Единственным направлением, по которому удалось достичь прогресса, стал сирийский конфликт. Стороны договорились о прекращении огня в зоне деэскалации на юго-западе страны.
Между тем реакция на встречу Путина и Трампа со стороны прессы и политиков продемонстрировала, насколько напряженной является обстановка, в которой работает Белый дом. В большинстве СМИ президенту отведена роль неподготовленного «новичка», ставшего легкой добычей Путина. «Обращение команды Трампа после встречи к заявлениям в духе Обамы о сотрудничестве и общих американо-российских целях является плохим признаком», – написала Wall Street Journal.
Между тем в США получил развитие очередной скандал, связанный с предполагаемыми связями Трампа с Россией. New York Times (NYT) сообщила о том, что старший сын президента Дональд Трамп-младший согласился встретиться с адвокатом Натальей Весельницкой. Та якобы должна была передать ему информацию, компрометирующую Клинтон. По оценкам осведомленных источников NYT, эти данные Весельницкая получила от российских властей. Представитель Белого дома заявила: встреча Трампа-младшего с Весельницкой не является секретом. Со своей стороны, сын президента в интервью телеканалу CNBC дал понять, что не получал от россиянки никакой информации, касающейся Клинтон. Обвинения в свой адрес Трамп-младший связал с «отчаянием» Демократической партии и СМИ и их попытками навредить деятельности отца.
В Кремле сотрудничество с Весельницкой опровергли. «Мы не знаем, кто это. И, разумеется, мы не можем отслеживать встречи всех российских адвокатов как внутри страны, так и за рубежом», – цитирует РИА Новости пресс-секретаря президента РФ Дмитрия Пескова.
Ранее ведущий эксперт по российско-американским отношениям Грэм Эллисон обратился к Трампу в колонке в издании National Interest, предложив искать поддержки инициативы по улучшению отношений с Россией напрямую у американских избирателей, взгляды которых часто отличаются от убеждений истеблишмента. Однако и эта опция находится под вопросом. Согласно опросу, проведенному совместно радиостанцией National Public Radio, телеканалом PBS и исследовательским центром Marist Poll, 56% респондентов считают, что связи Трампа с Россией или неэтичны, или нелегальны. Нет в США и заинтересованных бизнес-групп, способных продвигать курс на смягчение политики Белого дома в отношении России. «В отличие от формата китайско-американских отношений торговые и гуманитарные связи России и США очень слабые. Взаимодействие между Москвой и Вашингтоном не имеет того экономического фундамента, который сглаживает урон от политических противоречий Вашингтона с Пекином», - сказал ранее «НГ» старший научный сотрудник и директор Центра военно-политического анализа в Институте Хадсона Ричард Вайц.
Пространство для политического маневра администрации Трампа очень ограничено, констатирует заместитель директора ИМЭМО РАН имени Е.М. Примакова, член-корреспондент РАН Федор Войтоловский: «Прессинг, с которым она сталкивается со стороны Конгресса и СМИ, принял разные формы – это и требования по введению новых санкций, и обвинения России во вмешательстве во внутреннеполитические процессы в США и в помощи избранию Трампа». Войтоловский считает: установившийся негативный фон настолько силен, что любые позитивные шаги Белого дома на российском направлении мгновенно сталкиваются с критикой и противодействием. «Поэтому любые шаги, нацеленные на практическое развитие результатов встречи двух президентов, должны быть или очень умело поданы администрацией Трампа, иначе они окажутся безрезультатными, потому что будут заблокированы в Конгрессе, с одной стороны, демократами, для которых чем хуже Трампу, тем лучше, а с другой, традиционно антироссийски настроенными правыми республиканцами», – пояснил эксперт.
Вместе с тем, подчеркнул Войтоловский, неблагоприятная политическая конъюнктура не делает объективные цели двустороннего сотрудничества менее актуальными. По его словам, ситуация вокруг украинского кризиса зашла слишком далеко, и назначение Курта Волкера свидетельствует о том, что важность этой проблемы понимают и в Вашингтоне. «Вопрос в том, насколько администрация Трампа действительно окажется готова к совместному со всеми сторонами поиску стратегии выхода. Кроме того, есть целый ряд вопросов двусторонней повестке пока не стал предметом обсуждения между Москвой и Вашингтоном. В 2020 году истекает действующий Пражский договор по стратегическим наступательным вооружениям, и его следовало бы заменить на новое соглашение. Но из-за политических проблем мы даже обсуждать это не можем», – посетовал аналитик.
Никуда не ушла и необходимость сотрудничества в борьбе с международным терроризмом, предполагающая обмен информацией, взаимодействие и, в перспективе, проведение совместных действий, отметил Войтоловский, подчеркнув: «Но даже сейчас в Вашингтоне нет политического пространства для достижения этих крайне необходимых договоренностей, даже если администрация Трампа пойдет на диалог с Россией по этому вопросу». Наконец, Вашингтону и Москве стоит продолжать вести переговоры о нераспространении оружия массового уничтожения и средств его доставки. «По этой проблематике в нашем диалоге тоже установилась тишина», – констатировал эксперт.
По словам аналитика, главный вопрос в повестке дня двусторонних отношений – в какой степени прагматические интересы смогут возобладать над шумихой вокруг Трампа и укрепляющимися в Конгрессе антироссийскими настроениями. «Лично для меня он остается открытым», – заключил Войтоловский