Фото GettyImages
Встреча министра иностранных дел РФ Сергея Лаврова с верховным представителем ЕС по иностранным делам и политике безопасности Федерикой Могерини состоится в рамках политического диалога Россия–Евросоюз. Вследствие конфликта вокруг Украины и присоединения Россией Крыма Брюссель прервал переговоры с Москвой по новому базовому соглашению, как и проведение ежегодных саммитов ЕС–Россия. Фактически контакты между Россией и ЕС на высшем уровне оказались заморожены. Частично они были компенсированы активизацией двусторонних отношений России и стран – членов ЕС и контактами в рамках международных форматов, прежде всего в «нормандском формате». Но необходимость политического диалога между Москвой и Брюсселем не отпала. Сергей Лавров предложил поставить политический диалог на регулярную основу еще в июне 2016 года и подтвердил это предложение 24 апреля 2017-го, когда Федерика Могерини в должности главы европейской дипломатии впервые прибыла в Москву с официальным визитом.
История отношений между Россией и ЕС за последние четверть века знала много падений и взлетов, но никогда эти отношения не опускались до такого низкого уровня, какого они достигли после украинского конфликта и санкционной войны. Ненормальность сегодняшних отношений между Россией и Европейским союзом особенно очевидна в условиях региональных конфликтов, угрозы распространения оружия массового уничтожения и прежде всего при наличии явного общего врага в лице международного террористического фронта, борьба с которым требует беспрецедентного объединения усилий цивилизованного мира и которому мешает конфронтация России и Запада из-за Украины. Несмотря на негативный фон в отношениях России и ЕС, существует объективная потребность в их диалоге, что сегодня признается и Россией, и Евросоюзом.
Этот императив и попытка отделить тему Украины от других сфер сотрудничества нашли отражение и в «Пяти принципах отношений ЕС с Россией», и в новой Глобальной стратегии безопасности ЕС (ГСБ) под названием «Общее видение, единый подход: сильная Европа». ГСБ, представленная на саммите Европейского совета 28 июня прошлого года, является знаковым документом, поскольку она пересматривает основы прежней внешней политики и политики безопасности ЕС в сторону политического реализма, когда во главу угла ставятся не идеалистические принципы, а национальные интересы. Это нашло отражение и в разделе по России. Наряду с непризнанием «нелегальной аннексии Крыма» и озабоченностью «дестабилизацией востока Украины» подчеркивалась необходимость выстраивания отношений с Россией, которая остается важным партнером ЕС по ряду направлений. В частности, в ГСБ отмечалось, что ЕС будет привлекать Россию к обсуждению разногласий, а также сотрудничать в случаях, если/когда интересы будут совпадать. Список областей избирательного сотрудничества, предложенный ГСБ, включает вопросы климата, Арктику, безопасность на море, образование, научные исследования, приграничное сотрудничество.
Однако реальная повестка дня гораздо шире, что показала встреча Лаврова и Могерини в Москве. Апрельский визит Могерини явился своего рода реперной точкой в постукраинских отношениях двух партнеров. Отметив, что у Москвы и Брюсселя есть разногласия, касающиеся ситуации в Украине и вопросов, связанных с Крымом, Могерини сделала акцент на общих вызовах, которые стоят перед Россией и ЕС, и общих темах для сотрудничества.
В свою очередь, Лавров подтвердил, что Москва нацелена на полноправное восстановление диалога с ЕС. Он подчеркнул, что Евросоюз остается крупнейшим торгово-экономическим партнером России, и призвал европейских партнеров сосредоточиться на общих реальных угрозах, а не на вымышленных рисках. Стороны обсудили не только проблемы в двусторонних отношениях, но и вопросы международной, глобальной и региональной безопасности, представляющие взаимный интерес и вызывающие общую обеспокоенность. Эти вопросы включают в себя ситуацию в Сирии и Ливии, мирный процесс между Израилем и Палестиной, полную реализацию договоренности по иранской ядерной программе. В условиях взаимных санкций, по мнению Могерини, Россию и Европейский союз нельзя считать стратегическими партнерами, но при определенных условиях ЕС готов вернуться к прежнему уровню отношений.
По итогам апрельской встречи в аналитическом сообществе был высказан ряд критических замечаний, в частности относительно того, что она не принесла каких-либо конкретных результатов. Однако было бы странным, если бы в ходе одной встречи удалось решить хотя бы одну из вышеназванных проблем. Значение этой встречи в том, что она продемонстрировала политическую волю двух сторон к изменению сегодняшних крайне плохих, а попросту говоря, ненормальных отношений между Россией и ЕС. Вместе с тем нужно отметить, что такие встречи в дальнейшем не должны проводиться ради самого факта встречи, то есть ради галочки. В ходе каждого нового контакта стороны должны продвигаться шаг за шагом к компромиссам и взаимоприемлемым решениям. В этом важность предстоящей встречи Лаврова и Могерини в Брюсселе.
Представляется, что там будет затронут ряд вопросов из московской повестки. Путь к восстановлению отношений России с Евросоюзом лежит через отмену санкций, а санкции напрямую связаны с успехом Минских соглашений. Необходимы дополнительные усилия обеих сторон для реализации этих договоренностей. Вполне возможно, эта тема будет одной из главных на брюссельской встрече, тем более что и Россия, и Европейский союз не видят сегодня альтернативы роли ОБСЕ в обеспечении европейской безопасности. Кроме этого, в числе обсуждаемых вопросов следует выделить урегулирование конфликта в Сирии и внутриливийского кризиса, а также проблему Северной Кореи. Есть надежда, что эта встреча не только будет иметь продолжение, но и сможет сдвинуть политический диалог России и ЕС с мертвой точки.