Для выполнения «миротворческой» миссии в Финляндии приземлились истребители НАТО. Фото с сайта www.defense.gov
Северо-запад Европы, Балтийское море и прибрежная Скандинавская Арктика становятся зоной активных масштабных маневров стран НАТО, а также государств, участвующих в программе альянса «Партнерство ради мира». Основные эпизоды учений НАТО проходят вблизи границ РФ.
На днях на Балтике стартовали морские маневры НАТО Baltops, в которых участвует более 40 боевых кораблей из 14 стран альянса. Одновременно в Эстонии на полигонах, расположенных всего в нескольких десятках километров от Санкт-Петербурга, продолжаются крупнейшие учения альянса Kevadtorm («Весенний шторм»), в которых задействованы почти 9 тыс. военнослужащих НАТО.
Здесь же, в заливе Хара, вчера прошла активная фаза учений ВМС стран Балтии и Бельгии Baltic Fortress («Балтийская крепость – 2017»), на которых отрабатывались вопросы приема войск НАТО, прибывающих морским путем.
Многочисленные контингенты войск, которые сейчас сосредоточиваются на Балтике, также будут участвовать в маневрах НАТО в литовском Каунасе, где стартовали учения коммуникационных групп альянса Steadfast Cobalt («Прочный кобальт»). В которых задействованы подразделения из 25 стран альянса, входящих в Силы быстрого реагирования НАТО.
Эти учения, естественно, вызывают ответную реакцию Москвы и ее ближайших союзников. На Балтике прошла серия военно-морских и авиационных учений, связанных с отражением возможной агрессии со стороны Польши и других стран НАТО. В Белоруссии в настоящее время проходят совместные российско-белорусские маневры частей радиоэлектронной борьбы (РЭБ). Цель учений – улучшение уровня взаимодействия между частями РЭБ армий двух государств, а также исследование возможностей по подавлению и блокированию каналов связи и пунктов управления вероятного агрессора.
А на Северном флоте отрабатываются важные учебно-боевые задачи, связанные с созданием «высокоэффективной противовоздушной обороны отряда боевых кораблей на переходе морем». Эти задачи, как выясняется, не являются абстрактными. И, видимо, связаны с началом на этой неделе крупнейших авиационных военных учений Arctic Challenge Exercise (АСЕ-2017 – «Арктический вызов»), в которых участвуют более 100 военных самолетов из Финляндии, Норвегии, Швеции, Голландии, Бельгии, Великобритании, Канады, Франции, Германии, Швейцарии и США. Как сообщает Минобороны Швеции, они будут отрабатывать учебно-боевые задачи по взаимодействию, преодолению зон ПВО вероятного противника, вести авиаразведку, а также выполнять другие упражнения, связанные с действиями в так называемой конфликтной зоне. По официальной версии, эти маневры не проходят под эгидой НАТО, а являются чисто скандинавской инициативой и проводятся уже третий раз. Сейчас ответственной за их проведение назначена Финляндия. Однако, как отмечает официальный сайт Вооруженных сил Швеции, «основным пунктом для осуществления учений является норвежская авиабаза Буде». А Норвегия, как известно, входит в НАТО. Именно авиация НАТО и составит основную группировку на маневрах АСЕ-2017. Помимо норвежских многофункциональных легких истребителей четвертого поколения F-16 Fighting Falcon в «Арктическом вызове» участвуют аналогичные самолеты из Бельгии, всепогодные истребители F-15 из США, модернизированные истребители-бомбардировщики «Торнадо» GR4 из Великобритании, многоцелевые истребители четвертого поколения Mirage 2000 и Dassault Rafale из Франции. Особо настораживает, что кроме них в авиационной группировке АСЕ-2017 планируется применение американского многофункционального тяжелого сверхдальнего межконтинентального стратегического бомбардировщика-ракетоносца Boeing B-52 Stratofortress, а также самолетов дальнего радиолокационного обнаружения AWACS, топливозаправщиков и различного класса вертолетов, в том числе спасательных.
На сайте Вооруженных сил Норвегии эти маневры названы одними из крупнейших в Европе. А «сценарий учений является международной миротворческой операцией управления в соответствии с мандатом ООН». Правда, не очень понятно, почему в «миротворческой операции» участвуют стратегическая авиация США, истребители-бомбардировщики, а цели операции связаны с «тактикой и процедурами действий авиации в реальных условиях угрозы ПВО противника».
Как полагает военный эксперт генерал-лейтенант Юрий Неткачев, «здесь явный замысел боевой операции, а не миротворческой». По мнению эксперта, «он носит провокационный характер против России. Видимо, не случайно, когда в мае 2015 года Arctic Challenge Exercise проводились в первый раз, Владимир Путин организовал внезапную военную проверку частей и соединений ВВС и ПВО, которые были переброшены к северо-западным границам РФ. С тех пор Россия укрепила свою оборону на северо-западе и в Арктике. Но страны Скандинавии и НАТО зачем-то в третий раз организовали мощные авиаучения на севере Европы».
Председатель ЦК Общероссийского профессионального союза военнослужащих капитан 1 ранга Олег Шведков, который долгое время служил на Северном флоте, считает, что маневры связаны с возникновением в Арктике нового театра военных действий (ТВД). «Как известно, в Арктике имеются спорные территории, на которых расположены крупные месторождения углеводородов. Многие из них Россия считает своими, что идет вразрез с интересами других стран, в том числе некоторых скандинавских государств, США и Канады. Вот и появилась потребность организовать военные учения на новом ТВД. И, что интересно, в этих целях под миротворческими лозунгами объединяются против РФ не только страны альянса, но и другие государства. Это тупиковый путь. Подобные вопросы надо решать дипломатическими и политическими методами».