0
1797
Газета В мире Интернет-версия

22.05.2017 00:01:00

Осторожный реформатор одолел ставленника клерикалов

Тэги: иран, выборы, президент, хасан рухани, политика


иран, выборы, президент, хасан рухани, политика Хасан Рухани заявил, что его переизбрание – свидетельство ожидания иранцами демократических перемен. Фото Imago/ТАСС

На выборах в Иране успеха добился президент Хасан Рухани, набравший 57% голосов. У его главного оппонента Ибрахима Раиси, несмотря на поддержку верховного лидера Али Хаменеи, – 38,5%. Исход схватки позволит победителю продолжать курс на расширение личных свобод граждан и открытие экономики для иностранного капитала. Но он натолкнется на противодействие религиозного истеблишмента, который опирается на крестьян и обездоленную часть населения.

Президенту Ирана 68 лет. Было бы ошибочным представлять его как убежденного сторонника демократических реформ. Нет, Хасан Рухани сам принадлежит к шиитскому духовенству, правящему страной. Более того, он частично прошел через горнило испытаний, выпавших на долю приверженцев отца-основателя Исламской Республики Имама Хомейни.

Будущий президент страны попал под обаяние Хомейни еще в 16-летнем возрасте, будучи студентом семинарии. Он выступал против прозападного режима шаха, а в 18 лет тайно совершил поездку в Ирак к Хомейни, где тот тогда находился в изгнании.

После учебы в университете Тегерана и пребывания в Лондоне Рухани вернулся на родину, охваченную революцией. В новой исламской администрации он, как пишет Washington Post, стал играть видную роль. Был депутатом парламента, надзирал за преобразованиями в государственном радио и телевещании, проводил реорганизацию вооруженных сил, был членом Высшего совета национальной безопасности.

А впоследствии он стал главным переговорщиком по ядерной программе с западными державами и Россией. Именно тогда была достигнута договоренность о том, чтобы приостановить обогащение урана на иранских ядерных объектах. Но избрание президентом сторонника жесткой линии Махмуда Ахмадинежада привело к срыву переговоров. Рухани ушел в отставку. На страну были наложены болезненные международные санкции.

В 2013 году Рухани был избран президентом в первый раз. После этого в 2015-м и была заключена сделка по иранской ядерной программе – Совместный всеобщий план действий (СВДП). В обмен на ограничение этой программы Тегеран получил отмену некоторых санкций.

Так чего же можно ожидать от нового четырехлетнего срока, когда Рухани будет занимать руководящий пост? В беседе с «НГ» старший научный сотрудник Института востоковедения РАН Владимир Сажин отметил, что иранские избиратели продолжают верить, что президент ведет страну по правильному пути – пути выхода из изоляции и самоизоляции, в которую она была погружена долгие годы. «Избирателям импонирует его стремление поддерживать нормальные отношения со всеми государствами, в том числе с США. Большая часть населения всегда неплохо относилась к Западу, несмотря на пропаганду. И то, что Рухани победил с большим преимуществом, чем в 2013-м, говорит о том, что у него мощная поддержка», – сказал эксперт.

С другой стороны, ему будет в предстоящее четырехлетие сложнее проводить свою политику. Во время предвыборной кампании оппоненты жестко критиковали президента за то, что ядерная сделка не принесла ожидаемых результатов. 16 января 2016 года практически началось снятие санкций. Буквально на следующий день в Иране царила эйфория. Люди думали, что на страну польются инвестиции, придут высокие технологии. Но процесс оказался долгим.

Тем не менее Иран будет продолжать курс на сближение не только с Западом, но и с Японией, Китаем, другими странами, связи с которыми выгодны экономически. Но противники у Рухани сильные. Прежде всего Корпус стражей исламской революции. Это серьезная организация – не только политическая, полицейско-карательная, но и мощная экономическая. Это картель, контролирующий многие отрасли иранской экономики.

«Рухани придется договариваться или бороться с Корпусом. К тому же до выборной кампании оппозиция была разрозненной. Но в ходе кампании у нее появился лидер – Раиси. Если оппозиция останется консолидированной, то президенту будет труднее проводить свою политику», – заключил Сажин.

А на внешнем фронте, как пишет New York Times, Тегерану придется иметь дело с непредсказуемой и враждебной администрацией президента США Дональда Трампа. Она с большой неохотой дала согласие на снятие санкций – то есть на главный элемент ядерной сделки.

Правда, у Ирана есть и сильные карты на руках. Он предоставляет большую помощь правительству Ирака – союзнику США. И любая попытка подорвать иранское влияние на Багдад может пагубно отразиться на военных действиях, направленных на освобождение Мосула в Ираке и Ракки в Сирии.


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


К поиску "русского следа" в Германии подключили ФБР

К поиску "русского следа" в Германии подключили ФБР

Олег Никифоров

В ФРГ разворачивается небывалая кампания по поиску "агентов влияния" Москвы

0
536
КПРФ отрабатывает безопасную технологию челобитных президенту

КПРФ отрабатывает безопасную технологию челобитных президенту

Дарья Гармоненко

Коммунисты нагнетают информационную повестку

0
532
Коридор Север–Юг и Севморпуть открывают новые перспективы для РФ, считают американцы

Коридор Север–Юг и Севморпуть открывают новые перспективы для РФ, считают американцы

Михаил Сергеев

Россия получает второй транзитный шанс для организации международных транспортных потоков

0
867
"Яблоко" возвращается к массовому выдвижению кандидатов на выборах

"Яблоко" возвращается к массовому выдвижению кандидатов на выборах

Дарья Гармоненко

Партия готова отступить от принципа жесткого отбора преданных ей депутатов

0
451

Другие новости