Отдав приказ о запуске ракеты, Ким Чен Ын проигнорировал предупреждения международного сообщества. Фото Reuters
Россия и США разошлись во мнении, где произошло падение северокорейской ракеты, запущенной в минувшие выходные перед официальным открытием в Пекине форума «Один пояс – один путь». В Минобороны РФ отрицают, что снаряд завершил полет в опасной близости к российской территории, несмотря на то, что в Пентагоне уверены: падение произошло приблизительно в 100 км от Владивостока.
«Баллистическая цель сопровождалась средствами системы предупреждения о ракетном нападении (СПРН) на протяжении 23 минут полета до падения в центральной части Японского моря (около 500 километров от территории России)», – говорится в заявлении российского оборонного ведомства, которое цитируют агентства. Военное руководство подчеркнуло: никакой опасности очередной ракетный запуск Северной Кореи для России не представлял.
Вашингтон привел другие данные, сообщив, что ракета «упала ближе к России, чем к Японии». В заявлении Белого дома говорится, что президент США Дональд Трамп «не может себе представить, чтобы России это принесло удовольствие». Администрация назвала испытания признаком того, что настало время для более жестких санкций в отношении Северной Кореи. В разговоре с CNN представители Пентагона уточнили: снаряд совершил падение в Японском море в 100 км от города Владивосток. Эксперты телеканала интерпретируют запуск как сигнал, посланный Пхеньяном Москве. Сам выстрел можно считать беспрецедентным: японский министр обороны Томоми Инада допустила, что Пхеньяном был применен «новый тип ракет».
Несмотря на то, что военная развязка конфликта на Корейском полуострове кажется все ближе, Пхеньян утверждает, что готов сесть за стол переговоров с Вашингтоном – на определенных условиях. Вариант с переговорами не исключает и сам Белый дом, однако с оговоркой: деятельность по развитию военного атома и ракетной программы Пхеньяном должна быть прекращена. Ранее в интервью агентству Bloomberg Трамп допустил, что может провести личную встречу с главой КНДР Ким Чен Ыном, однако при «верных условиях». Пока известно о встрече сторон на полуофициальном уровне: в Осло прошли переговоры между главой департамента по делам США в МИД КНДР Чхве Сон Хи и американскими экспертами.
Вопреки протестам американских властей северокорейская делегация прибыла на двухдневный форум «Один пояс – один путь», который проходит в Китае. Она была представлена министром внешнеэкономических дел КНДР Ким Ён Чжэ. Однако, как отмечают в экспертной среде, приезд министра не стоит считать понижением уровня северокорейского участия. «У КНДР, формально не участвующей в инициативе «Один пояс – один путь», нормальный уровень для того, чтобы обсуждать экономические вопросы, – заявил «НГ» директор Центра российской стратегии в Азии Института экономики РАН, профессор МГИМО Георгий Толорая. – Выбор небольшой: сам лидер Северной Кореи никуда не ездит, а премьер и председатель Верховного народного собрания – люди пожилые. Насколько я понимаю, американские попытки блокировать участие северокорейской делегации не были восприняты Китаем».
Параллельно с этим аналитик отмечает: уровень отношений между Северной Кореей и США достиг самого низкого уровня за всю историю. «Китайцы сильно раздражены поведением северокорейцев, – отметил Толорая. – Теперь, когда они сделали подарок к форуму и выпустили сильную, по первым данным, ракету, китайцы восприняли это как очередную пощечину. В разговоре между Си Цзиньпином и Путиным, который планировалось посвятить другим вопросам, чуть ли не главной темой стала северокорейская проблема. Это свидетельство той степени внимания, которое придает этой проблеме китайская сторона. Ким Чен Ын платит китайцам взаимностью, совершенно не слушаясь их и игнорируя по всем практическим вопросам. При этом Китай, стиснув зубы, вынужден избегать полной блокировки торговли с КНДР, чтобы не допустить коллапса буферного государства у себя на границе».
Пока что очевидно одно: Пхеньян вряд ли прекратит свои ракетные запуски. Премьер-министр Японии Синдзо Абэ, выступая незадолго до заседания Совета по национальной безопасности, заявил: «Возможны повторения провокационных действий со стороны КНДР».