В среду утром Мун Чжэ Ин присягнул на верность Республике Корея. Фото Reiters
Победа на президентских выборах в Южной Корее Мун Чжэ Ина, выступающего за диалог с Севером, может привести к трениям с Вашингтоном. Ведь США призывают усилить нажим на Пхеньян и уже разместили систему ПРО на полуострове. А новый глава государства говорит, что американцы поставили его перед свершившимся фактом. Это не означает, что Сеул потребует убрать комплекс THAAD. Любая уступка КНДР вызовет сопротивление консервативного лагеря, который в течение почти 10 лет правил Республикой Корея.
Согласно официальным данным, Мун, кандидат от Демократической партии, получил 41,1% голосов. Победитель заменил на посту Пак Кын Хе, которая была подвергнута в декабре импичменту и находится сейчас в тюрьме по обвинению в коррупции и злоупотреблении властью.
Родители нового руководителя страны – беженцы из Северной Кореи. 64-летний Мун прославился как студенческий активист. Его дважды сажали в тюрьму за то, что он организовал демонстрации против диктатора Пак Чжон Хи, отца Пак Кын Хе. Впоследствии Мун стал адвокатом, защищавшим права человека. Бывший президент Но Му Хен назначил его главой своей администрации. Но проводил политику «солнечного тепла» по отношению к Северу, рассчитывая добиться изменения его воинственной позиции путем диалога и экономического сотрудничества. Мун, как пишет журнал Time, обещает оживить этот курс.
Мун сумел правильно сориентироваться в обстановке, когда массы людей выходили на улицы и требовали сместить президента Пак. Прокуроры обвиняют подругу Пак в том, что она получила от концернов, таких как Samsung, Hyundai и LG, миллионы долларов в обмен на покровительство и преференции.
Мун строил кампанию на обещании реформировать концерны, которые создают 55% ВВП страны, но обеспечивают только 5% рабочих мест. Другой его конек – борьба с мздоимством. «Я прихожу к власти с чистыми руками и уйду с чистыми руками», – заявил Мун.
Однако выборы проходили под тенью ядерной угрозы со стороны Северной Кореи. 8 апреля президент США Дональд Трамп приказал армаде во главе с авианосцем двинуться к берегам Корейского полуострова. В то же время администрация Трампа призвала мир усилить нажим на Пхеньян. И в этот момент избрание Муна внесло разнобой в расклад сил вокруг КНДР. Вашингтон оказался вынужден реагировать на то, что его ключевой союзник может нарушить строй и избрать более примирительный курс.
Мун доказывает, что линия США на санкции и давление неэффективна. Пора дать шанс контактам и диалогу. Именно за такой курс ратует Китай. Президент Южной Кореи также призвал пересмотреть решение разместить систему THAAD в стране. Выходит, что и тут Сеул с Пекином заодно. Китай осудил размещение этого комплекса.
Как пишет New York Times, Мун охарактеризовал северокорейский режим как безжалостный и диктаторский. Но он говорил, что Южная Корея должна «обняться с северокорейским народом, чтобы однажды достичь мирного воссоединения». А для этого нужно признать Ким Чен Ына как их правителя и партнера по диалогу. Новый глава Южной Кореи также сказал, что готов отправиться в Северную Корею, но тогда, когда для этого будут условия.
Словом, политика Сеула меняется. Каковы могут быть последствия? С этим вопросом «НГ» обратилась к ведущему сотруднику Института Дальнего Востока РАН Константину Асмолову. «Мун заявит, что намерен проводить линию, противоположную политике предыдущих лидеров. Но вопрос в том, возможно ли это. Хочется надеяться, что его политика будет иной, чем у консерваторов».
Возможно, Мун хотел бы улучшить отношения с КНДР, занять более независимую позицию по отношению к США. Но есть определенное противодействие со стороны консервативных сил. Пока каждый южнокорейский президент начинал под громкие крики аудитории: «Ура! Наконец все будет по-новому». А заканчивал карьеру под возгласы: «Это самый худший президент в нашей истории».
Между тем Китай продемонстрировал, что игнорирует курс США на изоляцию КНДР. МИД КНР сообщил, что северокорейская делегация будет участвовать в саммите в Пекине, посвященном проекту Шелкового пути, в воскресенье и понедельник. Вероятно, делегацию возглавит министр внешних экономических связей.