Фото Gettyimages
Китай, вторая экономическая держава мира, не привык идти на уступки соперникам. Но во время саммита с президентом США Дональдом Трампом председатель КНР Си Цзиньпин, как выясняется, обещал пойти навстречу конкуренту. Речь идет об отмене запрета на импорт говядины из США, снятии ограничений на ввоз автозапчастей и другой продукции, а также допуске американцев на финансовый рынок.
Американо-китайские противоречия не ограничиваются торгово-экономической сферой. Судьба ядерной программы КНДР была одним из главных пунктов повестки дня переговоров во Флориде. Сообщалось, что Трамп вполне в дружеском тоне призвал гостя надавить на Северную Корею, которая грозит достать ракетами США.
И вот спустя пять дней после встречи во Флориде стало известно, что Китай подвергнул Северную Корею экономическому наказанию. Как передало Reuters, Китай приказал своим торговым компаниям вернуть заказанный ранее уголь северокорейцам. В результате целая флотилия грузовых судов КНДР, загруженная углем, плывет обратно в корейский порт Нампхо.
После того как КНДР, нарушая резолюции ООН, неоднократно проводила ракетные испытания, Китай запретил весь импорт угля из этой страны. А это самый важный ее экспортный продукт. По сведениям из компании Даньдун Чентай, крупнейшего закупщика северокорейского угля в Китае, в портах КНДР скопилось 600 тыс. т, а в китайских портах застряло 2 млн т.
КНДР поставляет Китаю коксующийся уголь для металлургических заводов. Чтобы компенсировать недопоставку, Китай увеличил закупки в Америке.
Но на Корее для Трампа свет клином не сошелся. Судя по высказываниям президента во время предвыборной кампании, для него важнее всего было остановить утечку рабочих мест, сократить огромный дефицит в двусторонней торговле товарами с Китаем, составляющий ежегодно более 347 млрд долл.
Financial Times утверждает, что руководитель КНР, желая избежать торговой войны, постарался, насколько возможно, учесть пожелания нового главы американской администрации. Китай готов улучшить для американцев доступ к китайскому финансовому сектору, иначе говоря, поднять потолок для них в двустороннем договоре по инвестициям. Другими уступками могут стать отмена запрета на импорт говядины, согласие закупать больше американского зерна и других сельскохозяйственных продуктов, снижение 25% пошлины на ввоз запчастей для американских автомобилей.
Пекин, в свою очередь, надеется на то, что китайские инвестиции в США, которые в прошлом году утроились, будут пользоваться более благоприятным статусом. Китайцы также ожидают, что Вашингтон смягчит для них ограничения на продажу некоторых высокотехнологичных продуктов.
В беседе с «НГ» заместитель директора Института Дальнего Востока РАН Андрей Островский отметил, что «говорить о больших уступках со стороны Китая было бы преувеличением. Стороны обозначили, где они готовы идти навстречу, но не более того. Остались принципиальные вопросы, которые не могут быть разрешены еще 50 лет. Например, вопрос о Тайване, Южно-Китайском море.
Что касается Северной Кореи, то я не думаю, что Китай ее сдал. Китай обозначил для мировой общественности, что идет на выполнение части резолюций ООН. Но указал, что все сразу выполнить не может».
По мнению эксперта, торгово-экономическая проблема не представляет собой сердцевину противоречий между Пекином и Вашингтоном. Возьмем участие иностранных компаний в китайской экономике. Здесь выделено четыре вида деятельности. Запретная категория – четвертая. Причем ограничения постоянно уменьшаются. Раз они обещали облегчить допуск, значит, как обычно, переведут часть отраслей из второй категории в первую, из третьей – во вторую. Списки пересмотрят. На практике это приведет к какому-то увеличению американских инвестиций в Китай. Сейчас у них около 2,5 млрд долл. в год, до 3–3,5 млрд увеличится.
Китайцы заинтересованы в увеличении инвестиций в свою экономику и в американскую. За прошлый год они инвестировали по-тихому где-то 18,5 млрд долл. Это примерно в 8,5 раза больше, чем пришло прямых иностранных инвестиций в экономику России.
Причем американцы заинтересованы в китайском импорте. Если не будет китайских товаров, то им придется платить втридорога, заключил эксперт.