0
3291
Газета В мире Интернет-версия

28.03.2017 20:10:00

Тереза Мэй захлопывает окно в Европу

Тэги: великобритания, тереза мэй, брекзит, ес, лиссабонский договор


Никола Стерджен (слева) и Тереза Мэй не смогли договориться по вопросу о новом референдуме о независимости Шотландии.	Фото Reuters
Никола Стерджен (слева) и Тереза Мэй не смогли договориться по вопросу о новом референдуме о независимости Шотландии. Фото Reuters

Сегодня премьер-министр Тереза Мэй должна направить председателю Евросовета Дональду Туску письмо, в котором официально уведомит его о решении Великобритании покинуть ЕС. Предметные переговоры о будущем формате отношений Лондона и Брюсселя могут начаться в мае или июне, считают европейские и британские чиновники.

Британия станет первой страной, которая воспользуется статьей 50 Лиссабонского договора ЕС, дающей право стране-участнице покинуть блок. Активация этой статьи открывает двухгодичное окно, по истечении которого Брюссель и Лондон должны достигнуть консенсуса по поводу общих контуров сотрудничества. Письмо с уведомлением о выходе главе Евросовета, как сообщает Guardian, должен передать лично посол Британии в Евросоюзе Тим Барроу.

Как заявил Туск, Евросоюз выработает основные положения, которыми будет руководствоваться в ходе переговоров с Лондоном, в течение следующих 48 часов. Более детальные же принципы в дискуссиях с британскими властями должны быть одобрены всеми лидерами стран и парламентов ЕС в ходе специального саммита, намеченного на 29 апреля.

До сих пор в британских СМИ обсуждался вопрос, является ли решение о выходе из ЕС обратимым. В статье 50 не предписано механизма, позволяющего отменить ее действие. Между тем, как указано в докладе аналитического центра TheUK in a Changing Europe, если все 28 стран-участниц Евросоюза выступят в пользу пересмотра брекзита, то им, скорее всего, удастся отменить действие статьи и Великобритания останется в ЕС на условиях нынешнего статус-кво (однако без учета реформ ЕС, которых добился бывший премьер Дэвид Кэмерон в феврале минувшего года).

Вместе с тем, по данным авторов доклада, такое решение может повлечь за собой много судебных исков со стороны физических лиц и компаний за ущерб, который был нанесен им в результате продлившейся несколько месяцев неопределенности.

В мае государства–участники ЕС должны будут обсудить, какие указания дать Европейской комиссии, которая будет представлять ЕС на переговорах по брекзиту. Ожидается, что на такие обсуждения, которые пройдут в обстановке конфиденциальности, уйдет около четырех недель. Именно по этой причине, как отмечают СМИ, предметные дискуссии между ЕС и Британией смогут начаться лишь в конце мая или начале июня.

Главным камнем преткновения в дискуссиях Лондона и Брюсселя стал вопрос финансовых обязательств Лондона перед ЕС. Как на днях заявил Жан-Клод Юнкер, глава Еврокомиссии, прежде чем обсуждать с британскими властями какие-либо аспекты будущего сотрудничества, они должны внести в казну союза 50 млрд фунтов. Именно в такую сумму, как утверждает ряд СМИ, Юнкер оценивает затраты на совместные проекты Британии и ЕС, а также на обязательство по пенсиям для чиновников в Брюсселе.

В свою очередь, министр по делам брекзита Дэвид Дэвис дал понять в воскресенье, что сумма в 50 млрд фунтов является завышенной и что британцы «едва ли готовы расстаться с такими деньгами». При этом Дэвис подчеркнул, что ему не было дано «никаких объяснений» по поводу того, за что конкретно британцам был выставлен такой счет.

Скандал вокруг брюссельских «алиментов» набирает обороты. Как вчера сообщила британская газета The Times, если британцы не выплатят Евросоюзу полагающиеся ему средства, то Германия собирается заставить их сделать это через суд. По данным документа, подготовленного для министра финансов ФРГ Вольфганга Шойбле, Британия является участником Венской Конвенции о праве международных договоров от 1970 года. По данным The Times, в статье 70 этой конвенции уточняется, что ни одна сторона договора не может отказаться от данных ей в бытность участником соглашения обязательств.

Переговоры о будущем формате отношений Британии и ЕС, которые будут проходить в рамках статьи 50, затронут целый ряд тем в разных областях сотрудничества Лондона и Брюсселя. В частности, стороны обсудят такие вопросы, как права граждан Великобритании и Евросоюза после брекзита, а также новый формат миграционного режима.

Между тем, как отмечают Би-би-си и Financial Times, переговоры о новом торговом соглашении будут вестись отдельно, за рамками статьи 50. Ранее Мэй и ее подопечные в кабмине заявляли, что желают заключить с ЕС сделку, предполагающую как можно более развернутый доступ компаний Соединенного Королевства к рынку союза.

По словам представителя Еврокомиссии по брекзиту Мишеля Барнье, все переговоры между ЕС и Британией должны быть завершены до октября 2018 года – почти за полгода до формального истечения окна переговоров. Такой ранний срок обусловлен необходимостью выделить время на ратификацию соглашений.

Как отмечает FT, сделка между Лондоном и Брюсселем по истечении срока статьи 50 должна быть одобрена «супербольшинством» (72%) стран ЕС, население которых в сумме составляет более 65% от населения всего блока. Одобрить сделку (также по правилам «супербольшинства») должен будет и Европейский парламент.

Между тем к ратификации торговых соглашений применяются другие условия: для вступления договора в силу требуется единогласная поддержка всех государств-участников.

Тем временем вчера большинство депутатов парламента Шотландии проголосовали за проведение второго референдума о независимости региона. Эта инициатива была выдвинута первым министром Шотландии и председателем Шотландской национальной партии Николой Стерджен. Одним из главных аргументов, приведенных Стерджен в пользу такого шага, стало намерение центрального правительства в Лондоне провести так называемый «жесткий» брекзит вопреки воли шотландцев.

Ранее Мэй обещала британцам, что выведет Соединенное королевство из единого европейского рынка и таможенного союза ЕС, а также положит конец верховенству Европейского суда над национальным. Вместе с тем премьер-министр заявила, что будет бороться за установление как можно более беспрепятственного режима торговли с Евросоюзом.

Как Мэй собирается в полной мере осуществить эти два намерения – пока непонятно. Ведь, как неоднократно отмечали европейские лидеры, их основным приоритетом в переговорах с британцами является сохранение единства ЕС. Ранее президент Франции Франсуа Олланд отмечал, что Лондон обязан заплатить цену за свое решение покинуть союз. Таким образом, считает он, «другие страны дважды подумают, перед тем как покидать Европейский союз и наслаждаться, как полагают некоторые, безграничными преимуществами, не платя за это цену и не следуя ничьим правилам».

Между тем ясно одно: если Лондон сделает Брюсселю слишком много уступок, то против премьера единым строем выступят консерваторы-евроскептики из ее собственной партии. Если же Мэй осуществит брекзит на слишком жестких условиях, это придаст дополнительный импульс шотландской независимости.

По словам экспертов, чтобы добиться от Евросоюза выгодных условий сотрудничества, Британии потребуется пойти на какие-то уступки. «Для выгодного доступа к европейским рынкам Британия по крайней мере должна будет вносить средства в бюджет ЕС, как это делают Швейцария или Норвегия», – сказала «НГ» профессор Лондонского университета королевы Марии, директор Центра изучения глобализации Бриджит Гранвиль.

Другие аналитики отмечают, что британцы могут использовать свой ресурс в других сферах, таких как военная, чтобы достичь выгодных условий партнерства с союзом. «Соединенное Королевство тратит на оборону больше всех в Евросоюзе, и роль Британии в этой сфере очень важна, в частности, для стран Восточной Европы, – сказал «НГ» научный сотрудник аналитического центра Open Europe Алекс Грир. – Так что мне сложно представить сценарий, при котором Лондон не попытался бы призвать других членов ЕС учитывать его мощь в военной сфере в ходе переговоров по сделке».

Своего оптимизма по поводу перспектив сделки не скрывает глава британского МИД Борис Джонсон. В интервью TheTimes он подчеркнул, как важно сотрудничество с королевством для Евросоюза: «Британцы покупают каждый пятый произведенный в Германии автомобиль. Наша экономика составляет 20% от ВВП ЕС, наш оборонный бюджет – 25% от всех расходов ЕС на его защиту. Наш финансовый вклад в обеспечение международной помощи составляет 30% от всех затрат Евросоюза в этой области. Они знают, что им выгодно иметь с нами хорошие отношения».


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


Павел Бажов сочинил в одиночку целую мифологию

Павел Бажов сочинил в одиночку целую мифологию

Юрий Юдин

85 лет тому назад отдельным сборником вышла книга «Малахитовая шкатулка»

0
1051
Нелюбовь к букве «р»

Нелюбовь к букве «р»

Александр Хорт

Пародия на произведения Евгения Водолазкина и Леонида Юзефовича

0
743
Стихотворец и статс-секретарь

Стихотворец и статс-секретарь

Виктор Леонидов

Сергей Некрасов не только воссоздал образ и труды Гавриила Державина, но и реконструировал сам дух литературы того времени

0
359
Хочу истлеть в земле родимой…

Хочу истлеть в земле родимой…

Виктор Леонидов

Русский поэт, павший в 1944 году недалеко от Белграда, герой Сербии Алексей Дураков

0
500

Другие новости