В Токио у Рекса Тиллерсона состоялся конструктивный диалог с Синдзо Абэ. Фото Reuters
Нужен новый подход к Северной Корее, раз дипломатия за 20 лет не убедила ее отказаться от ядерного оружия, заявил госсекретарь США Рекс Тиллерсон в Токио. Но что имеется в виду? Если не переговоры, то, может быть, уничтожение военного потенциала противника? Такой вариант губителен для Сеула, на который нацелена артиллерия КНДР. Ни гость, ни принимавший его премьер Синдзо Абэ не раскрыли секретного плана, который готовит Вашингтон. Между тем и в самой Японии некоторые депутаты от правящей партии призывают обзавестись средствами разгрома КНДР.
Тиллерсон совершает первый азиатский вояж после утверждения на посту госсекретаря. После Токио он побывает в Сеуле и Пекине. Как уже писала «НГ» (см. № от 15.03.17), его не сопровождает пул прессы. В самолет допущен всего один журналист – из консервативного издания Independent Journal Review.
Упоминая о безуспешной дипломатии в течение 20 лет, Тиллерсон ссылался на сделку между США и КНДР от 1994 года. Она предусматривала, что Пхеньян получит помощь и две атомные электростанции, которые не смогут производить оружейные расщепляющиеся материалы в обмен на замораживание, а впоследствии – и прекращение программы создания ядерного оружия.
По словам Тиллерсона, США предоставили Северной Корее помощь на 1,35 млрд долл. Но Пхеньян продолжил программу вооружений. Естественно, глава американской дипломатии изложил американскую версию событий. Между тем существует и противоположная версия. Не только КНДР, но и СМИ в других странах писали, что именно США нарушили свои обязательства.
Впрочем, сегодня это уже история. КНДР успешно нарастила ракетно-ядерный потенциал и требует, чтобы за ней признали статус ядерного государства. Прецеденты есть – Индия и Пакистан.
Так в чем же все-таки заключается новый подход администрации президента США Дональда Трампа к Северной Корее? Ни сам гость, ни принимавшие его министр иностранных дел Японии Фумио Кисида и премьер Синдзо Абэ не раскрыли тайны. Как пишет Washington Post, кое-кто в Вашингтоне предлагает «кинетический вариант». Под этим эвфемизмом имеется в виду военная акция. В Токио некоторые парламентарии от правящей партии тоже открыто призывают создать оружие для превентивного удара.
Но такие разговоры только усилят страхи южнокорейцев. Ведь Сеул с его 20-миллионным населением находится на таком расстоянии от северокорейских позиций вдоль границы де-факто, что дальнобойная артиллерия КНДР может превратить часть города в руины.
Однако, как видно из сообщения New York Times, и Вашингтон, и Токио предпочитают пока делать ставку на размещение системы ПРО THAAD в Южной Корее и экономическое давление на Пхеньян через посредство Китая. Монтаж элементов заатмосферного перехвата баллистических ракет на бывшем поле для гольфа идет полным ходом. Пекин, воспринимающий эту меру как угрозу для своих ядерных сил, решительно протестует. Он предложил остановить эскалацию довольно простым путем: КНДР прекращает ракетно-ядерные испытания, а США и Южная Корея приостанавливают совместные военные учения. Начинаются переговоры.
Вашингтон отверг эту инициативу. Мало того, США собираются подвергнуть санкциям китайские банки, если Пекин не пресечет ядерные амбиции Пхеньяна.
Какова будет реакция КНР? Военные устами отставного генерала, бывшего командующего военным округом Нанкин, заявили, что нейтрализуют американскую ПРО с помощью своих антирадаров. Отвечая на вопрос «НГ», Кен Джимбо, доцент японского Университета Keio сказал, что теоретически это возможно. У Китая есть для этого разные платформы, в том числе в космосе. Но сомнительно, чтобы такое оборудование было готово к применению.
Как видно из лекции этого ученого, Япония считает, что главную потенциальную угрозу для ее безопасности представляет Китай. Его военная мощь растет, он расширяет контроль над омывающими морями. В этой обстановке для Токио важно установить дружеские отношения с Москвой и ни в коем случае не допустить создания российско-китайского альянса.
У России и Японии есть общие интересы в Восточной Азии. И поскольку обе эти страны не имеют большого влияния на КНДР, им имеет смысл координировать свои действия, чтобы повысить свою роль в предотвращении возможного военного столкновения, подчеркнул японский исследователь.