Первые комплексы THAAD прибыли на авиабазу Осан в Южной Корее. Фото Reueters
Глава американской дипломатии Рекс Тиллерсон погружается в бурные воды азиатской политики. Сегодня он прибывает в Токио, затем посетит Сеул и Пекин. Всюду самый острой проблемой обсуждения будет ракетно-ядерная программа КНДР. Пентагон уже начал размещать ПРО в Южной Корее, но вероятный кандидат в президенты этой страны относится к ней критически. А КНР грозит нейтрализовать американскую систему THAAD с помощью своих радаров.
Пекин жестко протестует против того, что США уже приступили к созданию элементов противоракетной обороны в Южной Корее. Одна из главных задач, стоящих перед Тиллерсоном, заключается в том, чтобы успокоить китайское руководство и организовать визит председателя КНР Си Цзиньпина в США.
Вояж Тиллерсона продлится четыре дня. И все время наблюдатели будут отслеживать признаки того, какой курс администрация президента США Дональда Трампа изберет по отношению к КНДР. В Вашингтоне опасаются, что она сможет вскоре создать ракету с ядерной боеголовкой, способной достать материковую часть США.
Администрация Трампа, пишет журнал Time, ищет новые идеи, учитывая, что санкции и международная изоляция не принесли результатов. В Вашингтоне говорят, что рассматривают все варианты, включая применение силы. Но упор пока делается на реальных санкциях, которые затрагивают источники доходов правительства.
Администрация Барака Обамы требовала, чтобы Север сначала дал обязательство отказаться от нуклеаризации; только после этого могли начаться переговоры. Нынешняя администрация о своем подходе говорит в туманных выражениях. Трамп осложнил задачу формулирования новой стратегии, когда в прошлом году потребовал от Японии и Южной Кореи внести больший вклад в собственную оборону, а также поставил под вопрос основы американской политики по отношению к Китаю. Но, придя в Белый дом, Трамп постарался уменьшить сомнения как у китайцев, так и японцев и южнокорейцев.
Для СМИ задача разгадать намерения главы Белого дома и Тиллерсона затрудняется еще и тем, что он полетит на маленьком самолете без пула журналистов, который в течение последних 50 лет сопровождал госсекретаря. Репортерам предлагается лететь в Азию коммерческими авиарейсами. А по прибытии в тот или иной город им дадут возможность встретиться с руководителем дипведомства. Но расписание авиалиний не всегда совпадает с графиком госсекретаря.
В Южной Корее гостя ожидает политическая буря. Президент Пак Кын Хе подвергнута импичменту, в Сеуле ее противники и сторонники выходят на демонстрации. Предстоят выборы нового президента. Но наиболее вероятный победитель этой схватки – лидер Демократической партии Мун Чжэ Ин – утверждает, что правительство поспешило с размещением THAAD, не приняв во внимание мнения общественности. Юрист, выступавший за права человека, Мун также говорил о желательности диалога с Севером.
Но, естественно, самыми трудными во время турне станут переговоры в Пекине. Китай воспринимает размещение THAAD как угрозу для его ядерных сил. Он заявил протест не только по дипломатической линии. Генерал в отставке Ван Хунгуан, бывший командующий военного округа, заявил, что КНР нейтрализует американскую систему. Китайская армия разместит свое оборудование против американских радаров и сделает их неэффективными.
Так о чем же могут договориться США и Китай? В беседе с «НГ» заместитель директора Института стран Азии и Африки МГУ Андрей Карнеев отметил, что «участники переговоров пройдутся по всему комплексу отношений двух держав. В апреле или мае не исключена встреча лидеров. Но в данный момент в фокусе внимания – Корея. Мне кажется, очень трудно будет заставить американцев отказаться от размещения системы ПРО. Ведь оно идет полным ходом. Американцы могут какие-то гарантии предоставлять, что они не направлены против Китая. Но вряд ли Пекин это убедит».
Тем не менее в тех сферах, где интересы совпадают, договоренности возможны. Недавно на сессии Всекитайского собрания народных представителей журналисты спрашивали, как китайский министр коммерции оценивает американского коллегу. Он ответил: учитывая огромный объем экономического сотрудничества между двумя странами, они найдут способ разрешить противоречия. Это, видимо, позиция и Вашингтона, и Пекина.
Но есть и сферы, где трудно будет договориться. Раньше, например, между КНР и КНДР были доверительные отношения. Теперь их нет. Китай не сможет по просьбе американской стороны снизить градус напряженности, прогнозирует эксперт.