Фото Gettyimages
Сомалийские пираты впервые за пять лет успешно захватили торговое судно. Им оказался нефтяной танкер Aris 13 с экипажем из Шри-Ланки, пишет The Christian Science Monitor. Совбез ООН в августе прошлого года отметил, что нападения пиратов сократились до 15, тогда как в 2011 году их число достигло 237. В докладе ООН говорится, что, согласно достоверной информации, «сомалийские пираты обладают намерением и способностью возобновить нападения на коммерческие суда, если им представится такая возможность».
Газета отмечает, что антипиратская миссия НАТО завершилась в декабре минувшего года и возможно, альянс пресек попытки захвата торговых судов, однако идеологический корень пиратства живет и здравствует. До 2012 года коммерческие грузовые суда, проходя мимо берегов Сомали, попадали в руки пиратов, которые держали экипаж в заложниках в обмен на выкуп. История закончилась тем, что крупные торговые страны, включая Китай и Иран, снарядили военные корабли, захватили пиратов и отправили их за границу для судебного преследования. Кроме того, судоходные компании приняли дополнительные меры, предоставив своим кораблям вооруженную охрану.
The Christian Science Monitor пишет, что в то же время большинство пиратов в регионе возвращается к своим корням, охотясь за иностранными рыболовецкими кораблями, которые курсируют по международным водам. Многие сомалийцы рассматривают работу таких траулеров как разграбление национальных ресурсов. Захват танкера Aris 13, привлекший повышенное внимание к сомалийскому пиратству, говорит о том, что международное сообщество должно направить силы на решение того, что сомалийцы считают более серьезной проблемой, нежели нападение на торговые суда, пишет газета.
Собеседник издания, Абди Саматар, заведующий кафедрой географии, экологии и общества университета Миннесоты, отметил, что «изначально пиратство возникло из-за того, что не было государства, защищающего берега Сомали». В начале 1990-х годов, после падения правительства, «в эти воды пришли рыболовные флоты, которые вытеснили местных рыбаков». По мнению эксперта, дешевле инвестировать международные средства в профессионализацию и очистку слабых и коррумпированных сил безопасности Сомали, чем снаряжать военно-морской флот для борьбы с пиратством.
Эксперт по вопросам безопасности Сомали из Университета сельского хозяйства и технологии во Флориде Кристофер Дэниелс отметил, что иностранные траулеры продолжают ловить рыбу возле Сомали, поскольку часто имеют технологическое преимущество перед местными рыбаками, в арсенале которых только удочка, тогда как рыболовное судно может закинуть в море большую сеть и в конечном счете навредить экосистеме.