Фото Gettyimages
Международное сообщество едино во мнении, что терроризм представляет собой вызов для всего мирового сообщества, угрожает его стабильности. Но в последние годы беспрецедентно растущая террористическая активность – целенаправленно или нет – благодаря публикациям некоторых СМИ сопровождается смешением понятий: кто воюет против террористов, а кто поддерживает их.
Никто не спорит и не должен спорить о необходимости бороться с терроризмом, который угрожает всем без исключения – как на Ближнем Востоке, так и за его пределами. Поэтому в интересах всех покончить с ним. Однако если мы рассмотрим ситуацию изнутри, то увидим, что некоторые региональные страны, заплатившие большую цену за свою борьбу с терроризмом, превратились, по мнению некоторых, из жертв терроризма в мишень нападок и обвинений в его поддержке. И мы считаем, что эти обвинения не делают разницы между умеренностью и экстремизмом и между теми, кто по-настоящему борется с терроризмом как внутри страны, так и на международной арене и теми, кто поддерживает терроризм и питает его у самых корней.
Саудовская Аравия внесла огромный вклад в борьбу с терроризмом. Так, взнос королевства в создание в 2011 году Контртеррористического центра Организации Объединенных Наций был самым значимым в мире, составив 110 млн долл.
Но, несмотря на все усилия, которые приложила и продолжает прилагать Саудовская Аравия для борьбы с терроризмом, ее действия часто искажаются со стороны различных институтов массовой информации и исследовательских центров. Часто происходит подмена или смешение понятий во время оценки истинного положения дел. Так, игнорируется факт, что прежде всего сами мусульмане становятся жертвами терактов. На территории Саудовской Аравии были совершены десятки терактов, осуществленных такими террористическими организациями, как «Аль-Каида» и ДАИШ («Исламское государство» – запрещеннвя в РФ организация), которые прямо объявили, что Саудовская Аравия – их цель номер один. В течение 16 лет королевство подверглось 128 терактам, в результате которых пострадали 1147 человек. Службы безопасности смогли раскрыть и предотвратить 109 терактов.
К сожалению, ложное представление, которое сформировали и постоянно муссируют СМИ за пределами России, иногда находит отражение в статьях российской прессы, которые повторяют не соответствующую действительности информацию о королевстве. На подобных публикациях в дальнейшем выстраивается ложное представление о стране, которое негативно влияет на общественное мнение в России. Конечно, это не означает популяризацию ложных представлений, есть много публичных лиц, экспертов, академиков, российских востоковедов, работы которых способствуют распространению истинной информации.
С развитием сирийского кризиса, повлекшего за собой активизацию террористической деятельности, многие пытались необоснованно привлечь внимание к тому, что среди боевиков много граждан нашей страны. Но присутствие этих боевиков единично, и они являются террористами с точки зрения законодательства Саудовской Аравии. Недопустимо популяризировать и обобщать единичные выступления отдельных лиц, даже если у них имеется гражданство Саудовской Аравии. Ведь среди боевиков также есть тысячи граждан других арабских, мусульманских, европейских стран, стран бывшего Советского Союза, а также Российской Федерации.
Кстати, королевство с 2015 года, согласно закону по борьбе с терроризмом, преследует участие в военных действиях за рубежом как суннитов, так и шиитов и представителей других конфессий. Каждый, кто участвует в боевых действиях в Сирии, Ираке или иной горячей точке за рубежом, вне зависимости от его конфессиональной принадлежности и национальности, наказывается лишением свободы и считается террористом.
Тем не менее существуют некоторые региональные силы, которые собирают «иностранных боевиков» в десятки экстремистских межконфессиональных групп. К сожалению, некоторые российские эксперты упускают из виду такие группы, хотя те виновны в этнических чистках на религиозной почве, являющихся преступлением против человечности и нарушением международного права.
Говоря о сирийской оппозиции, часто упоминают Саудовскую Аравию в абсурдном контексте ее поддержки ДАИШ и «Джабхат ан-Нусры», хотя обе группировки причислены королевством к террористическим, и, более того, они не являются частью сирийской оппозиции.
Саудовская Аравия поддерживает сирийскую оппозицию, но это не может быть поводом для обвинений, поскольку оппозиция не относится к террористическим организациям, это общепризнано мировым сообществом. Более того, вся сирийская оппозиция, включая ее вооруженные формирования, является основной стороной переговоров по сирийскому урегулированию.
Я считаю, что смешения понятий в оценках позиции Саудовской Аравии в российских СМИ происходит из-за двух факторов. Прежде всего из-за незначительного числа российских специалистов по странам Арабского залива, особенно по Саудовской Аравии, что произошло во многом из-за фактического отсутствия двусторонних контактов в эпоху Советского Союза в течение почти более чем 50 лет. Поэтому необходима инициатива от специалистов в двух странах с целью построить мост сотрудничества, укрепить связи между научными и общественными организациями. Второй фактор – свойственное некоторым заблуждение, что, ставя под сомнение позиции и политику Саудовской Аравии, они тем самым поддерживают российское правительство. Особенно это касается ситуации в Сирии.
Это не так. Россия и Саудовская Аравия отталкиваются от принципа невмешательства во внутренние дела других стран, отстаивают территориальную целостность Сирии, противостоят любым попыткам, предпринимаемым некоторыми региональными странами, превратить войны и протесты, идущие в регионе, в конфессиональное противостояние. Россия и Саудовская Аравия принимают активное участие в борьбе с экстремизмом и терроризмом.
Я искренне надеюсь, что все, что я перечислил, будет принято во внимание. Это открытое обращение к российским экспертам и специалистам с призывом к сотрудничеству, углубленному изучению вопросов и вызовов, особенно в том, что касается проблем, представляющих общую угрозу для мирового сообщества.