Майкл Пенс заявил, что США намерены привлечь РФ к ответственности за украинский кризис. Фото Reuters
На конференции по безопасности в Мюнхене, тема которой звучала как «Постправда, пост-Запад и постпорядок», вице-президент США Майкл Пенс сделал несколько заявлений, по содержанию напомнивших высказывания предыдущей американской администрации. Политик пообещал Европе не только сохранить былое партнерство, но и заставить Россию нести ответственность за политику на востоке Украины. Ремарки вице-президента, вступившие в противоречие с тем, что ранее говорил президент Дональд Трамп, внесли лишнее непонимание в среду европейских политиков и экспертов.
«Соединенные Штаты были верны Европе на протяжении поколений, и мы сохраним эту верность, – произнес Пенс в Мюнхене. – У нас было общее прошлое и будет общее будущее. США – ваш главнейший союзник в настоящем и в будущем». Обратившись к европейским лидерам от имени Трампа, Пенс уверил: «США решительно поддерживают НАТО». Вице-президент указал на общие ценности, которых придерживаются Америка и Европа, – свобода, демократия, справедливость и верховенство закона.
Пообещав сохранить военное сотрудничество, Пенс не забыл напомнить европейским партнерам о необходимости выполнять свой финансовый долг перед НАТО.
«Позвольте мне прояснить этот момент: президент Соединенных Штатов ждет, что союзники сдержат слово и выполнят свои обязательства, – заявил вице-президент, имея в виду требование от членов альянса тратить на оборону 2% своего ВВП. – Более того, это означает, что пришло время сделать больше». Невыполнение этих условий, по словам Пенса, размывает основу военного блока.
Также Пенс отчасти повторил тезисы, которые неоднократно звучали из уст представителей администрации Барака Обамы, о вине России за кризис на востоке Украины. «Знайте: США продолжат призывать Россию к ответственности, даже если мы ищем новую общую почву, которая, как считает президент Трамп, может быть найдена, – заявил политик. – Мы должны привлечь Россию к ответственности и заставить ее уважать Минские соглашения, начать деэскалацию насилия в Восточной Украине».
Комментируя выступление вице-президента США, министр иностранных дел Германии Зигмар Габриэль дал понять, что его страна не намерена увеличивать размер финансовых вложений в НАТО по требованию новой американской администрации. «Я не знаю, где ФРГ сможет найти миллиарды евро, чтобы увеличить расходы на оборону, если политики в то же время ратуют за снижение налогов», – заявил глава германской дипломатии, а канцлер ФРГ Ангела Меркель, наоборот, сообщила о готовности страны увеличить расходы на оборону. Президент Польши Анджей Дуда подчеркнул, что все ждут от Трампа действий: заявления остаются заявлениями.
В Мюнхене Ангела Меркель заявила о готовности ФРГ увеличить расходы на оборону. Фото Reuters |
Участник конференции в Мюнхене главный редактор «НГ» Константин Ремчуков оценил выступление вице-президента США так: «Создается впечатление, что Пенс использовал наработки предыдущей администрации, которые делались несколько месяцев назад. Он использовал такие термины, как «деэскалация конфликта» на Украине. Это требование концептуально исходило от Обамы еще год назад. Тем более после этого Трамп на своем ралли во Флориде заявил, что при всей его любви к НАТО не все страны платят по своим счетам».
По словам главреда «НГ», спич Пенса не был рассчитан на то, чтобы успокоить европейцев. «Раскол более глубокий, – пояснил Ремчуков. – Он действительно характеризует неопределенность по всем параметрам. Либеральный порядок, который был установлен на основе всей нормативно-правовой базы и доминирующей практики после 1945 года, содержательно поставлен под угрозу. Трамп отказывается от Транстихоокенаского партнерства (ТТП) или уведомляет партнеров по НАФТА (Североамериканское соглашение о свободной торговле), что требуются новые переговоры, если они хотят, чтобы НАФТА функционировало в скорректированном виде. Безусловно, он подает сигналы, что того автоматизма в глобальной экономике, который был до него, больше не будет».
В качестве иллюстрации главред «НГ» привел слова председателя Мюнхенской конференции Вольфганга Ишингера, который заявил о шоке от заявлений Трампа по поводу равного уважения, которое он питает к президенту Владимиру Путину и Ангеле Меркель. «В Европе считают, что такого не может быть, – отметил Ремчуков. – Еще один аспект: все признают, что без США безопасность Европы не может быть достигнута. Все более-менее серьезные люди считают иллюзией, что Европа без Америки в состоянии обеспечить свою безопасность. Конечно, Пенс не ставит задачу успокоить Европу, но и не может сделать этого. В последнее время произошел подрыв базовых представлений предсказуемости в отношениях между Европой, Америкой и всем остальным миром». В одну или несколько итераций его невозможно решить, отмечает Ремчуков.
«В Мюнхене я вспомнил несколько интервью Обамы в период заключения ТТП, где он абсолютно явно заявлял следующее: этот договор – способ установить правила торговли XXI века, по которым будут торговать все, включая те страны, которые не вошли в ТТП, а именно Китай, – продолжает главред «НГ». – Это была объявленная конкуренция за диктат новых правил торговли. Сейчас, когда Трамп отказался от ТТП, совершенно понятно, что американцам не удастся навязать новые правила XXI века. Но это значит, к выработке этих правил должны быть привлечены Китай, Россия, другие развивающиеся экономики? На этот вопрос ответа не было».
При этом главред «НГ» констатирует, что в экспертной среде на Западе царит растерянность в свете прихода Трампа к власти. «От многочисленных контактов создалось впечатление, что все умы западных аналитиков и экспертов находятся в большом смятении, – отметил Ремчуков. – Я встречаюсь с ними в течение 30 лет и никогда не видел такой растерянности. От былой самоуверенности бывших пророков ничего не осталось. И европейские, и американские аналитики, с которыми я общался, не знают, что им говорить, не могут ничего предсказывать. Есть ощущение, что холодная война пришла к неожиданной конфигурации: к традиционной холодной войне между нами и Западом, включая информационные войны, добавилась холодная война внутри Америки – между протрамповскими и антитрамповскими силами».