0
7320
Газета В мире Интернет-версия

10.02.2017 00:01:00

КАРТ-БЛАНШ. Острые углы треугольника Россия–ЕС–США

Наталья Евтихевич

Об авторе: Наталья Сергеевна Евтихевич – кандидат политических наук, программный менеджер РСМД, руководитель программ по Евро-Атлантике.

Тэги: внешняя политика, рф, ес, глобальная стратегия, стабильная конфронтация


внешняя политика, рф, ес, глобальная стратегия, стабильная конфронтация Фото Gettyimages

Минувший год ознаменовался попытками как со стороны России, так и Евросоюза более четко обозначить свою внешнеполитическую линию. ЕС одобрил пять принципов политики в отношении России («принципы Могерини»), опубликовал Глобальную стратегию. В конце года Россия выпустила Концепцию внешней политики. В этих документах и концептуальных разработках говорится о важности вовлечения институтов гражданского общества во внешнеполитический процесс.

В российской Концепции сказано, что одна из задач – «привлекать институты гражданского общества к решению международных проблем в целях повышения эффективности российской внешней политики». «Широкое вовлечение институтов гражданского общества во внешнеполитический процесс отвечает задаче формирования консенсусного характера внешней политики страны, содействует ее эффективной реализации», – говорится в документе. Аналогичен по содержанию пятый принцип ЕС в отношениях с Россией: поддержание контактов по линии гражданского общества.

С 2014 года неизменными остаются основополагающие моменты: сохраняется режим санкций, не выполняются Минские соглашения, диалог между Москвой и Брюсселем, Москвой и Вашингтоном ведется в ограниченном формате.

В период неопределенности на мировой арене своевременно создание экспертной сети Россия–ЕС. Инициаторами идеи выступили Российский совет по международным делам (РСМД) и представительство ЕС в России. Цель ее создания – дать экспертам возможность высказать свое мнение и найти консенсус в решении непростых вопросов, с которыми столкнулись Россия и ЕС во взаимоотношениях, а также предложить совместные идеи от экспертного сообщества лицам, принимающим решения в Москве и Брюсселе. Выстраивание действенных форматов диалога на всех уровнях – от высшего до гражданского общества – позволило бы сделать наши отношения более транспарентными и предсказуемыми.

Есть общее понимание, что Россия, ЕС и США несут потери от конфликта и больше выиграют от сотрудничества. Однако нет общего понимания, как это сотрудничество выстроить. На первой встрече экспертной сети Россия–ЕС, которая на днях прошла в РСМД, этому вопросу было уделено пристальное внимание. Конечно, в одночасье найти решение не представляется возможным, но шаги к его поиску предпринимаются.

В экспертных кругах ожидают, что 2017 год может стать поворотным моментом в отношениях России и Запада. Во многом эта надежда связана с приходом к власти новых лидеров в ключевых странах – США и в скором времени во Франции, в Германии, Нидерландах.

Неожиданная победа Дональда Трампа на президентских выборах в США, с одной стороны, открывает окно возможностей в отношениях с Россией. С другой – может накалить ситуацию и обострить проблемы, накопившиеся в системе европейской безопасности. Состояние безопасности в Европе сложно назвать приемлемым и считать «новой нормальностью». Подход нынешней американской администрации к взаимодействию с союзниками по НАТО будет иметь решающее значение для выстраивания новой системы безопасности в Евро-Атлантике. Если соперничество по линии Россия–НАТО сохранится в качестве ключевой тенденции, это может привести к риску ослабления стабильности в регионе.

Тем не менее у России, ЕС и США есть множество вопросов для общего беспокойства и требующих совместного решения. Это и система будущего мироустройства, и борьба с международным терроризмом, и распространение оружия массового уничтожения, разрешение региональных конфликтов и их предотвращение. По аналогии с тем, как Россия стала одним из ключевых игроков в усилиях по урегулированию кризиса в Сирии, у нее есть возможность инициировать взаимодействие по решению вопросов кибербезопасности, в сфере стратегической стабильности, контроля над вооружениями. Однако быстрого решения накопившихся проблем не предвидится.

Основное содержание соперничества между Россией и Западом – кто будет устанавливать правила игры в сфере безопасности и экономики. Эксперты в области отношений России и США, России и ЕС сходятся во мнении, что наиболее вероятный вариант развития ситуации в краткосрочной перспективе – стабильная конфронтация. Желательным становится достижение большей управляемости и снижение издержек в рамках этой модели отношений.



Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


Китай не поддается на методы «дрессировки» Дональда Трампа

Китай не поддается на методы «дрессировки» Дональда Трампа

Михаил Сергеев

Внезапное тарифное отступление США объясняют опасными тенденциями на рынке американского госдолга

0
559
Машиностроение оказалось на максимуме за последние 10 лет

Машиностроение оказалось на максимуме за последние 10 лет

Ольга Соловьева

87% промпредприятий считают невозможным полный отказ от импорта комплектующих

0
479
Вместо комфортных нефтяных цен – кризисные сценарии для экспортеров

Вместо комфортных нефтяных цен – кризисные сценарии для экспортеров

Анастасия Башкатова

Иностранные инвесторы в Казахстане пошатнули соглашение ОПЕК+

0
583
Россия в марте 2025 г сократила выпуск готового проката на 4,8% по сравнению с мартом 2024 г

Россия в марте 2025 г сократила выпуск готового проката на 4,8% по сравнению с мартом 2024 г

0
315

Другие новости