Протестующие в Бухаресте требовали ухода членов правительства. Фото Reuters
Самые масштабные за 25 лет протесты в Румынии, вызванные попыткой властей частично декриминализовать коррупцию, заставили президента Клауса Йоханниса принять меры, чтобы успокоить население. Он пообещал обратиться в Конституционный суд с требованием признать недействительными принятые правительством поправки в Уголовный кодекс. По этим поправкам должностные лица могут избежать наказания за коррупционные дела, в которых фигурирует менее 47 тыс. долл.
«Очевидно, это законный конституционный конфликт между правительством, судебной системой и парламентом», – заявил Йоханнис на пресс-конференции. Он раскритиковал МВД за то, что жизни румынских манифестантов были поставлены под угрозу. «Скверным мне показался факт, что министр внутренних дел Кармена Даниела Дан заявила на телевидении, что не знала о том, что происходит. Это значит, что она не руководит министерством, а просто в нем сидит», – заявил политик. Комментируя несколькими днями ранее инициативы правительства, глава государства констатировал: «Сегодня день траура для правового государства».
Участники многотысячных протестов требовали ухода инициаторов спорных постановлений, из-за которых, как отмечает AFP, около 2,5 тыс. арестованных за коррупцию государственных деятелей могут выйти на свободу. В одном только Бухаресте в среду вечером на митинг собрались 100 тыс. человек, утверждает полиция. Правоохранители опасаются провокаций со стороны радикалов и футбольных фанатов.
На фоне народных выступлений о своем уходе с поста заявил министр торговли Румынии Флорин Жяну. Он сказал, что покидает пост из-за несогласия с указом о декриминализации. «Я прекращаю свою деятельность в правительстве. Это война, которую я не разделяю. Как я потом буду смотреть в глаза своему сыну и что я скажу ему спустя годы?» – задался вопросом Жяну. А министр юстиции Флорин Иордаке передал свои полномочия государственному секретарю Константину Симе, сообщила его пресс-служба.
«Борьба с коррупцией должна продолжаться, а не заканчиваться, – заявил глава Еврокомиссии Жан-Клод Юнкер, комментируя ситуацию в Румынии. – Мы следим за последними событиями». Напомним, что ЕС неоднократно говорил о тревожных попытках румынского руководства принять указы, усложняющие антикоррупционную борьбу.
По мнению экспертов, современная история Румынии показывает большое влияние протестов на политическую жизнь страны, поэтому, вероятно, у властей нет другого выбора, кроме как поменять свой курс. «Самый яркий пример, когда в результате уличных протестов подал в отставку премьер Виктор Понта, который долгое время, несмотря на различные скандалы и противостояние с президентом Траяном Бэсэску, удерживал свои позиции, – заявила «НГ» научный сотрудник отдела европейских политический исследований ИМЭМО им. Е.М. Примакова РАН Екатерина Шумицкая. – Только в результате протестов Понта ушел, чтобы сохранить устойчивость политической системы».
Аналитик отмечает, что недавно принятые правительством инициативы могли сильно ударить по борьбе с коррупцией. «Румыния и Болгария традиционно занимают последние и предпоследние места в европейских рейтингах агентств по борьбе с коррупцией, – пояснила Шумицкая. – Как только они вошли в ЕС, то заняли устойчиво первые позиции по коррупционной составляющей в государственной системе. До сих пор составляются мониторинговые доклады Еврокомиссии по состоянию дел в судебной и правовой системах в Болгарии и в Румынии, хотя они должны были завершиться в 2014 году».
Однако все те доклады, которые посвящены состоянию борьбы с коррупцией в Румынии, всегда похожи друг на друга, отмечает эксперт. «Они констатируют, что мер по противодействию коррупции принято мало, что много дел не достигает суда, а в рамках тех, которые достигают, много оправдательных приговоров», – сказала Шумицкая.
В Румынии сильно распространена система кумовства, пояснила эксперт. «Можно просто уйти в тень – прекратить официально занимать какой-то государственный пост, но при этом оказывать влияние на процесс, – заявила она. – Принятие этого закона под предлогом освободить тюрьмы – это просто повод для дальнейшего процветания коррупции».