0
6734
Газета В мире Интернет-версия

02.02.2017 00:01:00

КАРТ-БЛАНШ. Трамп не верит в будущее Евросоюза

Алексей Портанский

Об авторе: Алексей Павлович Портанский – профессор факультета мировой экономики и мировой политики НИУ ВШЭ, ведущий научный сотрудник ИМЭМО РАН.

Тэги: сша, президент, трамп, трансатлантическое сообщество, ттп, мигранты, внешняя политика, ес


сша, президент, трамп, трансатлантическое сообщество, ттп, мигранты, внешняя политика, ес Фото Gettyimages

Приход администрации Дональда Трампа заставляет задуматься даже над такой, казалось бы, незыблемой реалией послевоенного мира, как Трансатлантическое сообщество. Недаром одна из сессий прошедшего на днях в польском Жешуве очередного, 10-го форума «Европа–Украина», в рамках которой выступил автор этих строк, была специально посвящена перспективам Трансатлантического сообщества после избрания Трампа президентом США.

Государство, которое на протяжении послевоенных десятилетий оставалось лидером мировой экономики и играло ведущую роль в международных отношениях, вряд ли может позволить себе резкие изменения курса. Известная английская идиома Elephant in the room как раз об этом и имеет ряд толкований: «слона в комнате нельзя не заметить» и, как следствие, – «слон в комнате не должен делать резких движений». Соединенные Штаты – несомненно, слон в планетарном мегаполисе, который в последние дни стал предпринимать непривычные для остальных его обитателей телодвижения.

Президентские указы о выходе США из Транстихоокеанского партнерства (TТП) и об ограничении въезда мигрантов – яркие примеры этих движений. Но наряду с уже предпринятыми действиями администрации Трампа возможны и иные, которые пока не проявились открыто, но которых ожидают с тревогой.

Курс в отношении Евросоюза всегда был ключевым элементом всей внешнеполитической сферы Вашингтона. Именно благодаря американскому плану Маршалла Западная Европа поднялась из руин после Второй мировой войны. США, безусловно, поддерживали европейскую интеграцию, имея в виду искоренение исторической вражды между государствами Старого Света, а также недопущение дальнейшего распространения коммунистических режимов в Европе.

Новая администрация Белого дома, похоже, готова взять на себя риск изменить существовавшую последние семь десятилетий систему взаимоотношений с ЕС. Как рассказал недавно бывший посол США в Брюсселе Энтони Гарднер, осенью прошлого года советники Трампа достаточно бесцеремонно опрашивали по телефону представителей ЕС о том, какая страна последует за Британией на выход из Евросоюза. Эти беседы, естественно, тут же стали известны в офисах Еврокомиссии. Как полагает Гарднер, эти недопустимые спекуляции скорее всего явились следствием направленной пропаганды, которую вел в Вашингтоне перед президентскими выборами главный британский вдохновитель брекзита экс-глава националистической партии ЮКИП Найджел Фарадж.

После вступления в должность нового президента вероятный посол Вашингтона в Брюсселе Тэд Маллок не скрывает своего пессимизма в отношении дальнейшего существования Евросоюза и, как следствие, считает бесперспективными переговоры США–ЕС о Трансатлантическом торговом и инвестиционном партнерстве (TТИП). При этом Маллок, вероятнее всего, высказывает не личную точку зрения, а исходит из «европейской доктрины Трампа». Согласно этой доктрине, ЕС – всего лишь инструмент в руках Германии, с помощью которого она добивается своего доминирования в Европе. И если теперь Вашингтон намерен оказывать поддержку в первую очередь Лондону, то это неизбежно создаст определенный дискомфорт для Берлина.

Скорее всего Трампа никоим образом не впечатляет исторический успех интеграционного проекта в Европе. Точнее, в отличие от всех своих предшественников он вряд ли понимает его смысл, не верит в будущее ЕС и потому собирается отныне делать ставку на развитие двусторонних отношений с европейскими государствами. Вследствие этого лидер Евросоюза – Германия оказывается перед выбором: умножить усилия по решению текущих непростых проблем ЕС и его укреплению или приспосабливаться к новому мировому порядку, который попытается установить Трамп, не имея, однако, четкого представления о нем и потому рискуя лишь разрушить прежний. Последнее, между прочим, ставит под вопрос будущее Трансатлантического сообщества, консолидацию которого считали своей первейшей задачей все президенты Соединенных Штатов до Трампа.

Не уходя в многовековую историю трансатлантических связей, достаточно вспомнить подписание в 1995 году Биллом Клинтоном «Новой трансатлантической повестки» (NTA), которая предусматривала совместные действия США и ЕС для глобального прогресса, стабильности и мира. Логическим продолжением NTA стало объявленное в 1998 году Трансатлантическое экономическое партнерство. Наконец, в 2013-м стартовали переговоры по упомянутому TTИП, которое, по словам Виктории Нуланд, было призвано стать не только партнерством в области торговли, но послужить стратегическим целям и задачам укрепления Трансатлантического сообщества. Оба проекта – ТТИП и TПП – рассматривались как ответ на серьезные вызовы со стороны Китая.

Таким образом, фактически команда Трампа, говоря о стремлении к «великой Америке», в действительности отходит от базовых принципов внешнеполитического курса страны, который не ставился под сомнение никем из 44 его предшественников. Как заявил в этой связи в недавней статье известный философ, профессор Стэнфордского университета Фрэнсис Фукуяма, ни один из лидеров США никогда не выступал против этой системы и не стремился подорвать существующие нормы и правила. Таким образом, Дональд Трамп может прославиться как первый в истории США несистемный (если не сказать антисистемный) президент. Возможно ли такое в стране, создавшей одну из самых устойчивых систем государственного устройства в мире? Очевидно, ответ на этот вопрос даст ближайшее время. Но европейцы, вероятно, станут одними из первых, кто начнет ощущать на себе несистемность нового главы Белого дома.



Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


Скоростной сплав

Скоростной сплав

Василий Столбунов

В России разрабатывается материал для производства сверхлегких гоночных колес

0
1122
К поиску "русского следа" в Германии подключили ФБР

К поиску "русского следа" в Германии подключили ФБР

Олег Никифоров

В ФРГ разворачивается небывалая кампания по поиску "агентов влияния" Москвы

0
1768
КПРФ отрабатывает безопасную технологию челобитных президенту

КПРФ отрабатывает безопасную технологию челобитных президенту

Дарья Гармоненко

Коммунисты нагнетают информационную повестку

0
1626
Коридор Север–Юг и Севморпуть открывают новые перспективы для РФ, считают американцы

Коридор Север–Юг и Севморпуть открывают новые перспективы для РФ, считают американцы

Михаил Сергеев

Россия получает второй транзитный шанс для организации международных транспортных потоков

0
3046

Другие новости