0
3167
Газета В мире Интернет-версия

25.01.2017 00:01:00

Пекин наведет порядок в мировой торговле

Тэги: сша, трамп, ттп, китай, экономика, мировая торговля, cafta


сша, трамп, ттп, китай, экономика, мировая торговля, cafta Фото Gettyimages

Подписав указ об отказе от Транстихоокеанского партнерства (ТТП), президент США Дональд Трамп похоронил попытки своего предшественника повернуть американскую политику и ВМС в сторону Азии. В то время как США обращаются к протекционизму, председатель КНР Си Цзиньпин ратует за глобализацию. Одновременно Пекин продвигает свой проект свободной торговли в составе 16 стран, но без США и России. К тому же уже пять лет действует соглашение о снижении тарифов между Китаем и 10 членами АСЕАН. Как отмечают эксперты, это позволит Пекину постепенно заменить США в роли ведущей экономической и военной державы в регионе.

Оценивая значение указа Трампа, Эрик Олбач, бывший заместитель помощника представителя США по торговле с Китаем, описывает положение следующим образом: «Идут скачки. У Америки есть лошадь, и у китайцев есть лошадь. Но китайская лошадь бежит, а американская пасется рядом. То есть Вашингтон отступил, предоставив Китаю возможность заполнять вакуум. Китайские лидеры уже воспользовались протекционистскими заявлениями Трампа, чтобы укрепить связи с традиционными союзниками США, такими как Филиппины и Малайзия».

Трудно даже сказать, что больше обескураживает политических оппонентов Трампа в США: возможная потеря экспортных рынков или утрата Вашингтоном возможности держать в узде членов рухнувшего торгового блока и объединять их в ось, позволяющую сдерживать Китай. Не случайно другой бывший чиновник, более высокого ранга, а именно Эштон Картер, экс-министр обороны США, говорил, что пакт ТТП был бы стратегически более ценен, чем новый авианосец с боевой группой сопровождения на Тихом океане.

Показательна и реакция Джона Маккейна, республиканского сенатора, председателя комитета по вооруженным силам. По его словам, «уход США из торгового пакта пошлет беспокоящий сигнал об американском неучастии в Азиатско-Тихоокеанском регионе. И это в тот момент, когда мы меньше всего можем себе это позволить».

Еще во время пребывания Барака Обамы у власти Пекин в противовес ТТП, его детищу, ратовал за создание Всеобъемлющего регионального экономического партнерства (ВРЭП). По данным агентства Bloomberg, в него должны были войти Китай, страны Юго-Восточной Азии, Япония, Южная Корея, Австралия, Новая Зеландия и Индия. Предполагалось, что члены этой группы снизят ввозные тарифы. Но каких-либо шагов, как в ТТП, по либерализации экономики, защите окружающей среды и интеллектуальной собственности не предусматривалось. Всего в группу должны войти 16 стран. США и Россия там не значатся.

В беседе с «НГ» заместитель директора Института стран Дальнего Востока РАН Андрей Островский отметил: «У Китая есть проект, который реализуется с 2010 года. Это CAFTA, или страны Ассоциации стран Юго-Восточной Азии (АСЕАН) плюс Китай. Туда оказался подключенным Тайвань после подписания рамочного соглашения 2010 года. Много лет ведутся переговоры о том, чтобы туда вошли Япония и Южная Корея. Расхождения на переговорах касаются сельхозпродукции».

Благодаря созданию CAFTA, подразумевающего зону свободной торговли, Китай резко увеличил объем торговли с АСЕАН. Правда, возникал вопрос: как быть, ведь часть стран этой зоны собиралась участвовать и в ТТП. Но теперь противоречие разрешилось. Поскольку ТТП отменяется, все остается на своих местах, как в 2010 году.

Реальная ситуация такова, что Китай уже доминирует в Юго-Восточной Азии. Во время второго срока пребывания у власти Обама стал уделять большее внимание этому региону. Так возник ТТП как проект, противостоящий китайским замыслам. А теперь в штабе Трампа посчитали, что, может, ТТП и прибавит что-то в политическом плане, а в экономическом может и убавить. «Видно, решили, что Америке не выдержать этой финансовой нагрузки. По сути дела, Америке пришлось бы содержать всю эту структуру, – пояснил Островский. – По существу, судьба ТТП отразила ослабление Америки и усиление Китая в глобальном плане».

Официально Пекин заявляет, что не стремится ни к гегемонии, ни к лидерству. Но высокопоставленный китайский дипломат сказал в Швейцарии: если Китая к этому вынудят, то он возьмет на себя задачу наведения порядка в мировой торговле. А китайские исследователи, не связанные жесткими рамками правительственной линии, высказываются более откровенно. Чжоу Шицзянь, старший научный сотрудник Университета Цинхуа в Пекине, говорит, что Трамп, вероятно, сошел с катушек. Пока он не образумился, Китай должен воспользоваться нынешней возможностью и срочно продвинуть проект ВРЭП. Сделка может быть заключена в этом году. И пусть не все 16 государств присоединятся. Если даже 12–14 стран станут членами, это все равно будет успехом Китая.


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


Надежды на лучшее достигли в России исторического максимума

Надежды на лучшее достигли в России исторического максимума

Ольга Соловьева

Более 50% россиян ждут повышения качества жизни через несколько лет

0
353
Зюганов требует не заколачивать Мавзолей фанерками

Зюганов требует не заколачивать Мавзолей фанерками

Дарья Гармоненко

Иван Родин

Стилистика традиционного обращения КПРФ к президенту в этом году ужесточилась

0
354
Доллар стал средством политического шантажа

Доллар стал средством политического шантажа

Анастасия Башкатова

Китайским банкам пригрозили финансовой изоляцией за сотрудничество с Москвой

0
487
Общественная опасность преступлений – дело субъективное

Общественная опасность преступлений – дело субъективное

Екатерина Трифонова

Конституционный суд подтвердил исключительность служителей Фемиды

0
345

Другие новости