Переговоры по сирийскому урегулированию пройдут за закрытыми дверями в астанинском отеле Rixos. Фото с сайта www.rixos.com
США отказались отправлять делегацию на межсирийские переговоры в Астане, которые откроются сегодня. Страна, которая возглавляет коалицию против «Исламского государства» (ИГ, запрещено в России), будет представлена на уровне посла. Об этом официально сообщил Госдепартамент. Против участия американской стороны активно выступал один из формальных гарантов сирийского перемирия – Иран.
«Учитывая инаугурацию нашего президента и немедленные требования политического перехода, делегация от Вашингтона не будет присутствовать на конференции в Астане», – говорится в заявлении американского внешнеполитического ведомства. Как известно, срок полномочий руководства Госдепа истек с уходом администрации экс-президента Барака Обамы 20 января. Правда, российская сторона утверждала, что направила приглашение в Казахстан уже представителям команды президента США Дональда Трампа.
Против приезда американских представителей на межсирийскую встречу категорично высказывался Иран. «Мы не приглашали США и мы не согласны с их присутствием», – говорил ранее глава иранского МИДа Мохаммад Джавад Зариф. Как отразилось на подготовке к встрече мнение Ирана, неясно. Однако очевидно, что Россия его учитывает. «Ситуация очень сложная: есть Иран, важный игрок в сирийском вопросе, и иранцы не приветствуют США. Это очень сложный вопрос для очень осторожной игры», – прокомментировал позицию Тегерана пресс-секретарь президента РФ Дмитрий Песков в интервью Би-би-си.
«Сейчас не та ситуация, когда все ждут, будут ли США участвовать и в каком качестве, – пояснила на брифинге официальный представитель МИД России Мария Захарова. – У нас есть своя работа». Отвечая на вопрос по поводу реакции Тегерана на возможное участие Вашингтона, она призвала не драматизировать ситуацию. «Все переговоры и контакты идут вполне конструктивно, – заявила Захарова. – Стороны находят общее понимание».
При этом представитель МИДа подчеркнула, что встреча в Астане не подминает под себя женевский процесс. «Исходим из того, что международная встреча в Астане будет способствовать консолидации режима прекращения боевых действий и создаст благоприятную атмосферу для запуска межсирийских инклюзивных переговоров, диалога в Женеве под эгидой ООН».
По мнению американских экспертов, говорить о том, какой будет политика США при Трампе на сирийском треке, пока не время. «Мы не знаем точно, какой будет позиция новой администрации в отношении сирийского кризиса, – заявила, отвечая на вопрос «НГ», старший советник Центра стратегических и международных исследований (CSIS) Ольга Оликер на встрече с российскими журналистами в Вашингтоне. – Все стороны конфликта утверждают, что борются с терроризмом в Сирии, но никто этого реально не делает. Россия объявила о своей борьбе с терроризмом, потому что хочет укрепить режим Башара Асада, а США – потому что считают Асада репрессивным режимом. Даже если боевые действия сохранятся, то всегда есть проблема стабилизации страны. Не думаю, что в этот процесс удастся включить США. Не знаю, займется ли этим Россия. Одно дело – летать над сирийской территорией и сбрасывать бомбы, другое – восстанавливать страну».
Что касается иранской позиции, то, как считают российские эксперты, своим поведением Тегеран хочет продемонстрировать силу в регионе. «Антииранская риторика Трампа здесь также играет свою роль, но в первую очередь Тегеран подчеркивает деструктивную, как ему кажется, роль США в регионе, – заявил «НГ» руководитель отдела исследований ближневосточных конфликтов Института инновационного развития Антон Мардасов. – Во-вторых, Иран сильно беспокоят договоренности по Сирии, где он оказывается в роли проигравшего. Нынешние договоренности – больше результат диалога России и Турции, а Иран предпочел бы ни с кем не договариваться и никакую суннитскую оппозицию не признавать. Прошлые договоренности России и США он также саботировал подконтрольными ему отрядами на земле».
Аналитик напомнил, что российские военные участвуют в формировании пятого корпуса сирийской армии. «При этом Иран фактически исключен из этого процесса, – заявил Мардасов. – Это говорит об одном: в будущем Москва может проводить некоторые операции совместно с официальным Дамаском, но не опираясь на иранские и проиранские формирования. В этом смысле договоренности России с Турцией, России с США усиливают российские позиции, но снижают иранские в регионе».
Переговоры в казахстанской столице, организованные Москвой, Анкарой и Тегераном, должны продлиться несколько дней. В них примут участие представители вооруженной сирийской оппозиции и делегаты от официального Дамаска. Глава МИД РФ Сергей Лавров подчеркивал значимость тройственного формата и называл его единственным работающим способом уладить конфликт на земле.
Вашингтон