Дональд Трамп задумался о снятии санкций с РФ в обмен на сокращение стратегических вооружений. Фото Reuters
Избранный президент Дональд Трамп готов отменить антироссийские санкции в обмен на сокращение Москвой своего ядерного арсенала. Об этом он сообщил в интервью британской Times и немецкой Bild. В Кремле обсуждать такую сделку отказались. По оценкам экспертов, конкретные выводы по поводу высказываний Трампа делать рано.
По словам будущего хозяина Белого дома, в настоящий момент приоритетом в выстраивании отношений с Москвой для него является вопрос сдерживания ядерного потенциала. «Они наложили санкции на Россию. Давайте посмотрим, сможем ли мы заключить с Россией несколько хороших сделок. Прежде всего я считаю, что объемы ядерного оружия должны быть меньшими, они должны быть сокращены очень значительно», – сказал Трамп. «Думаю, можно что-то сделать, чтобы многие извлекли выгоду», – добавил избранный президент.
Экспертам бросилось в глаза отсутствие в словах республиканца конкретики. «Высказывания Трампа могли означать сразу несколько вещей, – отметил в беседе с «НГ» директор Центра изучения США им. Рузвельта при МГУ имени М.В. Ломоносова Юрий Рогулев. – С одной стороны, его заявления указывают на то, что санкции будут мешать проводить с Россией какие-либо переговоры и их нужно снять. С другой стороны, такие слова могли означать, что он хочет разменять отмену санкций на начало переговоров с Москвой об ограничении стратегических ядерных вооружений».
Таким образом, предостерег эксперт, поспешных выводов из слов Трампа делать не следует. Рогулев напомнил, что переговоры по сокращению ядерного потенциала требуют наличия каких-то предметных предложений, а также «длительной и специальной подготовки», и что никакие подвижки в этой сфере не могут произойти «просто так, с наскока». «Тем более что для России ядерное оружие – это не только элемент сдерживания, но и элемент, так скажем, асимметричного ответа на шаги, которые предпринимают Соединенные Штаты, – продолжил аналитик. – Переходя к частностям, можно отметить, что российская сторона уже заявляла, что не будет сокращать наступательное вооружение в тот период, когда США проводят размещение глобальной системы противоракетной обороны».
«Если же говорить о вероятности обмена отмены санкций на сокращение Россией вооружений, то Москва никогда на это не пойдет. Ядерная безопасность России и экономические санкции – это несоизмеримые вещи», – резюмировал аналитик.
Подобное мнение разделяет председатель комитета Совета Федерации по международным делам Константин Косачев. «Отмена санкций для России точно не самоцель. И даже не стратегическая цель, ради которой надо чем-то жертвовать, тем более в сфере безопасности, – сказал он РИА Новости. – Мы считаем их дурным наследием уходящей команды Белого дома, которое нужно отправить вслед за ней в историю».
Как заявил вчера пресс-секретарь президента РФ Дмитрий Песков, Кремль не ведет переговоров вокруг предложенных Трампом условий. «Давайте все-таки наберемся терпения, дождемся момента вступления господина Трампа в должность действующего президента США и потом уже будем давать оценки тем или иным инициативам», – цитирует Пескова Интерфакс.
Косачев также отметил, что не стал бы «придавать словам избранного президента США Дональда Трампа о некоем возможном «размене» ядерного разоружения на отмену санкций статус официального предложения».
Вместе с тем, если Трамп и вправду настроен на новые переговоры с Кремлем по сокращению ядерного вооружения, Москве наверняка стоило бы этим воспользоваться, считает руководитель Центра международной безопасности ИМЭМО РАН Алексей Арбатов. «Слова Трампа – конечно, импровизация, не надо к этому подходить серьезно. В то же время, если он и вправду готов к переговорам по сокращению ядерных вооружений, то надо здесь проявить активность, пользуясь, в частности, тем, что ни сам избранный президент, ни его команда ничего в этом не понимают, не знают истории, – сказал «НГ» аналитик. – Россия как страна ответственная, которая, будучи преемницей Советского Союза, десятилетиями занималась этими вопросами, имеет все основания взять инициативу в свои руки. Если Трамп к этому готов, мы можем взять в руки дальнейший ход развития событий – и по ограничению ядерного вооружения, и по его нераспространению».
Что касается санкций, то, как заметил Арбатов, напрямую они с вопросом переговоров о ядерном оружии никак не связаны. «Но если заодно Америка отменит наложенные ими ограничения, я думаю, что в Москве никто возражать не будет», – добавил эксперт.
Сегодня Россия имеет 1796 ядерных боезарядов на 508 развернутых стратегических носителях, и вместе с находящимися на хранении у нее всего 847 различных средств доставки (наземных шахтных и мобильных пусковых установок, комплексов морского базирования, стратегических бомбардировщиков). У США – 1367 ядерных боезарядов на 681 развернутом стратегическом носителе, с официально находящимися на хранении носителями таких средств суммарно получается 848.
Однако по Договору СНВ-3 к концу 2017 года у каждой стороны должно остаться не более 1550 боезарядов и не более 700 средств доставки. Все излишки предстоит уничтожить.
Но тут дает себя знать проблема учета оставляемых и ликвидируемых ядерных вооружений. О ней «НГ» рассказал профессор Академии военных наук генерал-майор в отставке Мидыхат Вильданов: «Российские жидкостные и твердотопливные МБР и БРПЛ обслуживаются, хранятся, транспортируются и утилизируются как единое целое. А вот американские МБР типа «Минитмэн-3» и БРПЛ «Трайдент-2» уничтожаются одним из прописанных способов. Либо подрывом первой ступени ракеты. Либо топливо удаляется из ракеты методом прожига, и в корпусе ракетного двигателя первой ступени прорезается или пробивается одно отверстие диаметром не менее 1 м, затем корпус ракетного двигателя первой ступени разрезается на две приблизительно равные части. Либо топливо удаляется методом вымывания, и корпус ракетного двигателя первой ступени сминается, сплющивается. Таким образом, независимо от способа уничтожения, вывод американских МБР и БРПЛ из зачета фиксируется по ликвидации их первых ступеней. Куда деваются вторая и третья ступени, в протоколе к договору не определено».
Инфографика «НГ» |
Военный эксперт пояснил, что реально проводится неполная ликвидация МБР и БРПЛ. И так создается возвратный потенциал по стратегическим ракетам. Установленный порядок, появившийся еще во времена СНВ-1, обеспечивает безусловное сохранение вторых и третьих ступеней МБР. Но поскольку изготовление первых ступеней не является серьезной проблемой, вернуть вроде бы ликвидированные ракеты на боевые позиции элементарно. При этом российские МБР и БРПЛ были уничтожены целиком. Если этот порядок не изменить, то все благие пожелания американцев будут всякий раз оборачиваться явными преимуществами США.
«Если говорить об экспертных оценках, то есть и американские, и некоторые российские эксперты, которые говорят, что можно пойти на сокращение до 1 тыс. ядерных боезарядов, – сказал «НГ» доцент МФТИ, эксперт по ядерным вооружениям Анатолий Дьяков. – Однако об этом рассуждают только неправительственные эксперты. Намерения же правительственных экспертов гораздо менее понятны. Хотя если вспомнить высказывания Владимира Путина, сделанные им на одном из Валдайских форумов, то мы готовы к работе в этом направлении. В любом случае конкретные разговоры подразумевают в первую очередь какое-то разрешение ситуации с ПРО, но также могут коснуться чего-то еще».
Замдиректора института стран СНГ, эксперт по ядерным вооружениям Владимир Евсеев, в свою очередь, признался в беседе с «НГ», что связывает с приходом в Белый дом Трампа подвижки в российско-американских планах по сокращению ядерного оружия. «Прямого обмена снятия санкций на сокращение стратегических ядерных вооружений не будет, – уверен аналитик. – Однако начало процесса снятия санкций может создать благоприятный фон для сокращения ядерных вооружений. Ведь снижение двусторонней напряженности будет снимать необходимость поддержания нынешних потолков вооружений».
«Те реальные потолки, которые заложены в пражском Договоре СНВ несколько выше, чем предписанные в договоре. Для примера: по условиям Договора СНВ, на развернутых носителях должно быть 1550 боезарядов. Но на самом деле этих боезарядов больше, потому что за одним стратегическим бомбардировщиком засчитывают один боезаряд, что не является действительностью. Ту-16, например, может нести 16 зарядов, – поясняет Евсеев. – Словом, реальные потолки выше заявленных. С учетом этого… можно идти на снижение потолков». Эксперт продолжил: «Так что это (инициатива Трампа. – «НГ») не блеф, это возможность выхода на потолки, например, в 1200».
Вместе с тем ряд военных аналитиков предостерегают от слишком поспешного сокращения оружия. «Идти дальше, как предлагал Обама, до 1 тыс. боеголовок теоретически можно, но не в одностороннем порядке и в увязке с другими вопросами контроля за вооружениями, в первую очередь ПРО и космос», – сказал Интерфаксу бывший руководитель Международно-договорного управления Минобороны РФ генерал-лейтенант Евгений Бужинский.