Гуманитарная ситуация в Алеппо остается главной темой российско-американских переговоров. Фото Reuetrs
Президент Сирии Башар Асад назвал призывы установить режим тишины в Алеппо частью политической риторики тех стран, которые поддерживают оставшихся в городе повстанцев. «Они продолжают настаивать на перемирии, особенно американцы, потому что их посредники, террористы, попали в сложную ситуацию», – заявил Асад в интервью сирийской газете Al-Watan, добавив, что в случае с Алеппо требования прекратить огонь вызваны желанием помочь исламистам. Слова Асада вошли в диссонанс с усилившимися попытками глав дипведомств России и США в Гамбурге разрешить проблему мирным путем.
Не беря в расчет случай с Алеппо, сирийский президент признал, что временное прекращение огня может принести пользу. «Прежде всего перемирие дает возможность мирному населению покинуть зоны, оккупированные террористами, позволяет доставить гуманитарную помощь и дает террористам шанс обдумать их позицию – хотят ли они урегулировать с государством свой правовой статус или же хотят покинуть место боевых действий, как это чаще всего и бывает». По словам президента, режим перемирия помогает избежать масштабных разрушений. «Однако же для нас в военном плане главнейший приоритет – безопасность наших солдат», – подчеркнул Асад.
Он напомнил, что решение освободить Алеппо от вражеских группировок было принято еще в самом начале вооруженного конфликта. «Мы никогда не думали над тем, чтобы оставлять кому-то определенные районы», – заявил президент, уточнив, что кампания в Восточном Алеппо не укладывается в политические рамки. Он уверил: то, что происходит в этом городе, – обычная военная операция.
Пока официальный Дамаск делает подобные заявления, Москва встречает осуждение со стороны международных игроков. Они обвиняют ее в «пособничестве» асадовскому режиму и нежелании использовать свои рычаги влияния. Так, сразу шесть западных стран обратились к генеральному секретарю ООН Пан Ги Муну с просьбой наказать виновников военных преступлений в Сирии. «Преступники не должны остаться безнаказанными, – говорится в обращении. – Мы готовы рассмотреть дополнительные ограничительные меры в отношении частных лиц или учреждений, которые действуют в интересах или от имени сирийского режима». Представитель Белого дома Джон Эрнест и вовсе заявил, что на российской стороне лежит особая ответственность за поиск дипломатического решения.
Россия, в свою очередь, предпринимает активные попытки договориться с Вашингтоном об урегулировании ситуации в Алеппо, которая, уже очевидно, закончится триумфом правительственных войск. На полях заседания глав МИД ОБСЕ в Гамбурге глава российской дипломатии Сергей Лавров и его американский коллега Джон Керри продолжили согласовывать варианты выхода из этого кризиса. «Обсуждались пути преодоления конфликта в Сирии с акцентом на военную и гуманитарную ситуацию в Восточном Алеппо, – говорится в заявлении на сайте российского внешнеполитического ведомства. – Лавров выразил сожаление тем, что администрация Обамы продолжает предпринимать недружественные шаги в попытке напоследок подорвать основы нормального взаимодействия между Россией и США». Сам Керри по итогам беседы заявил следующее: «Мы должны дождаться реакции. Но мы работаем. Мы уверены и надеемся, что сможем увидеть, где мы находимся».
Спецпредставитель президента по Ближнему Востоку и странам Африки Михаил Богданов уточнил в разговоре с журналистами, что одним из вопросов, стоящих на повестке российско-американских переговоров, стала гуманитарная ситуация в Алеппо. Предметом обсуждения, разумеется, стал и план вывода боевиков из осажденных районов. По словам замглавы министра иностранных дел РФ Сергея Рябкова, дискуссия между двумя странами в последнее время шла настолько интенсивно, что говорить о том, какой вариант договора по Алеппо находится на столе, бессмысленно. «Мы близки к достижению понимания, но хочу предостеречь от завышенных ожиданий, – также отметил Рябков. – Весь опыт диалогов с США в последние месяцы и последние недели заставляет нас по несколько раз проверять и перепроверять, в какой степени те или иные понимания подтверждаются Вашингтоном».
О дальнейшей судьбе Алеппо Лавров говорил в Гамбурге также с министром иностранных дел Германии Франк-Вальтером Штайнмайером. «Министр Штайнмайер и министр Лавров провели серьезный разговор о ситуации в Алеппо, Сирии, а также по вопросам безопасности и мира в Европе, – сообщило посольство ФРГ в Москве в Twitter. – В разговоре с Лавровым по Сирии Штайнмайер настаивал на необходимости гуманитарного доступа, немедленного прекращения огня и возвращения к политическому процессу». Накануне открытия заседания глав МИД стран ОБСЕ Штайнмайер призвал Москву к конструктивному сотрудничеству по линии этой организации.
Временного прекращения огня просят и сами противники Асада. Так, с требованием о немедленном пятидневном перемирии выступили все группировки, которые остались в восточных кварталах, сообщает AFP со ссылкой на боевиков. Один из командиров исламистской «Нур аль-Дин Зинки» Ясир аль-Юсеф подтвердил агентству, что заявление было одобрено всеми фракциями, в том числе «Джебхат Фатах аш-Шам» (бывшая «Ан-Нусра», запрещена в России). Исламисты также призывают к эвакуации гражданских лиц, которые нуждаются в срочной медицинской помощи, в северные районы провинции Алеппо. Боевики отказываются от коридора в Идлиб. «Провинция Идлиб больше не является безопасным районом из-за ударов России и сирийского режима», – говорится в заявлении.
Аналитики сомневаются, что на данном этапе операции в Алеппо официальный Дамаск станет следовать соглашению, которого могут достигнуть Москва и Вашингтон. «Асад, естественно, не будет выполнять эти договоренности, потому что они – российско-американские, – заявил «НГ» профессор кафедры современного Востока факультета истории, политологии и права РГГУ Григорий Косач. – Это ни к чему его не обязывает, потому что он не является их участником. С другой стороны, вне зависимости от этого Россия сегодня настолько привязана к Асаду, что она сама в силу этого обстоятельства нарушит договоренности, продолжая воздушную поддержку правительственных войск. Это более серьезно, чем все прочее».