Все больше кварталов Алеппо переходят под контроль правительственной армии. Фото Reuters
Глава российского МИДа Сергей Лавров положительно оценил предложения по Сирии, которые его американский коллега Джон Керри передал ему в Риме. По словам министра, выдвинутые идеи соответствуют принципам Москвы. Тем не менее по мере усиления натиска сирийской правительственной армии на некоторые районы в Сирии, в том числе на восточный Алеппо, вооруженная оппозиция все меньше готова идти на какой-либо диалог. Боевики даже рассматривают вариант альянса с террористами.
«Керри в ходе нашей встречи в Риме передал американские предложения, которые идут в русле подходов, давно отстаивавшихся нашими экспертами на переговорах с американцами, – заявил Лавров, комментируя переговоры с коллегой.
– Мы готовы немедленно направить наших военных экспертов и дипломатов в Женеву для того, чтобы вместе с коллегами из США с учетом американских предложений согласовать такие совместные действия, которые обеспечат уход всех боевиков без исключения из восточного Алеппо, беспрепятственные гуманитарные поставки жителям города и налаживание нормальной жизни». Глава российской дипломатии подчеркнул, что подобные консультации по Сирии должны иметь реальный эффект, а не проводиться «для галочки».
В числе ряда условий, на которых настаивала российская сторона в ходе переговоров с США, Лавров в очередной раз назвал отмежевание умеренной от радикальной вооруженной оппозиции. «К сожалению, в силу того, что отмежевание так и не состоялось, эта договоренность не могла быть выполнена американцами, – заявил министр. – Тем не менее контакты между нашими экспертами, прежде всего через Женеву, продолжались в последние недели с упором на нахождение договоренности по решению проблем восточного Алеппо». По оценке Лаврова, до недавнего времени Вашингтон пытался внести в российско-американские договоренности по Сирии такие пункты, которые бы выводили из-под ударов «Джебхат Фатах аш-Шам» (бывшая «Ан-Нусра», запрещена в России).
В чем конкретно заключаются предложения американской стороны, неизвестно. Керри лишь пояснил, что это способ приблизить переговоры между оппозицией и официальным Дамаском. «Мы обменялись рядом идей, которые будут на повестке дня нашей встречи в Женеве, – заявил госсекретарь, комментируя беседу с Лавровым в Италии. – Я могу сказать, что обе стороны осознают важность усилий по продолжению дипломатического процесса. Мы должны смотреть, что из этого будет выполнено. Никто не ждет прихода следующей администрации (в США. – «НГ»). Мы все понимаем, что дело срочное».
Встреча Керри и Лаврова в Риме прошла на фоне наметившегося коренного перелома в сирийском конфликте. Армия президента Башара Асада усиленно наступает на восточные кварталы Алеппо, которые удерживаются как оппозицией, так и террористами. Как пишет Washington Post, отчаявшиеся повстанцы начали рассматривать разные варианты продолжения войны. Среди них – вероятность присоединения к террористическим формированиям, таким как «Аль-Каида» (запрещена в России), которая, как отмечает американская газета, гораздо лучше вооружена. Другим сценарием остается тактика партизанской войны, которая включает создание снайперских точек и проведение мелких вылазок против сил официального Дамаска и его союзников.
Как заявил газете один из сирийских полевых командиров, повстанцы испытывают разочарование из-за того, что США в последнее время медлят предоставлять помощь, которую они оказывали раньше. «Соединенные Штаты отказываются дать вооружение, которое нам необходимо, – цитирует газета одного из неназванных военачальников. – И в то же время они до сих пор думают, что могут говорить, что нам надо делать».
Некоторые эксперты и политики, в том числе генерал Майкл Флинн, которому Дональд Трамп предложил стать своим помощником по национальной безопасности, считают, что повстанцы и террористы давно заключили между собой военный альянс в Сирии. Так, в прошлом году Флинн заявил, что программа действующего президента Барака Обамы по ограниченной помощи повстанцам в Сирии провалилась. «Большинство даже не вспомнит, что происходило несколько лет назад, – Свободную сирийскую армию и все эти движения. Я имею в виду: где они сегодня? В «Ан-Нусре», – утверждал Флинн в интервью каналу Al-Jazeera.