Владимир Путин и Си Цзиньпин в Лиме подтвердили, что их подходы к ключевым мировым проблемам совпадают. Фото Reuters
Завершающийся в Перу саммит Азиатско-Тихоокеанского сотрудничества (АТЭС) принял беззубую резолюцию, которая вряд ли окажет заметное воздействие на торговлю между участниками объединения. Но встреча продемонстрировала глубокие сдвиги в соотношении сил и влияния в самом динамично развивающемся регионе мира. Она показала, что США проигрывают в конкурентной борьбе с Китаем. Тон на международном форуме задавала КНР. Что касается России, то ее президент Владимир Путин провел ряд важных бесед на полях конференции. Однако на Россию пока приходится лишь малая доля торговли в АТР.
Форум в Лиме мало чем походил на предыдущие встречи этой структуры, созданной в 1989 году в интересах «повышения экономического роста, процветания в регионе и укрепления Азиатско-Тихоокеанского сообщества». В странах – участницах АТЭС проживает около 40% мирового населения, на них приходится приблизительно 44% мировой торговли.
Как отмечает агентство АР, некоторые союзники США находились на грани психологического срыва из-за обещаний избранного президента Дональда Трампа защитить рабочие места в Америке, выйдя из проекта Транстихоокеанского торгового партнерства (ТТП), который так и не был реализован.
Так, премьер-министр Новой Зеландии Джон Ки заявил, что испытывает «великое отчаяние» по поводу взглядов Трампа на торговлю. Он выразил надежду на то, что ТТП все же можно спасти, внеся в договор косметические коррективы или даже заменив первое слово документа «Транс» на «Трамп».
В беседе с «НГ» профессор НИУ ВШЭ, ведущий научный сотрудник ИМЭМО РАН Алексей Портанский сказал: «Согласование и последующее подписание соглашения о ТТП в феврале 2016 года в Окленде (Новая Зеландия) во многом стало возможным благодаря впечатляющей работе американской торговой дипломатии. Удалось выработать самые высокие нормы и правила регулирования торговли, которых еще нет в ВТО, в частности, в сферах инвестирования, трудовых отношений, охраны окружающей среды, и они были приняты не только развитыми Канадой, Японией и Австралией, но и такими странами, как Малайзия, Вьетнам, а это задача не из простых. Теперь же 11 участников ТТП, которые готовились к ратификации соглашения, ожидая лишь, что первым этот шаг сделает «главный участник» проекта, оказываются в растерянности».
Свято место пусто не бывает. Многие западные СМИ утверждают, что с сидения водителя в машине экономики АТР американцев вытесняют китайцы. Собственно, это было видно и на самом форуме, где в центре внимания был не уходящий глава Белого дома Барак Обама, а председатель КНР Си Цзиньпин. Правда, руководитель Китая придерживался тактики не делать резких движений, а в своей речи лишь в осторожных выражениях призывал противопоставить поднимающему голову протекционизму идею создания зоны свободной торговли, охватывающей весь Тихоокеанский круг. Это, по его словам, и есть та стратегическая инициатива, которая критически важна для его процветания.
Участники форума выразили сомнения в том, что удастся спасти Транстихоокеанское торговое партнерство. Фото Reuters |
Однако куда более откровенно замыслы пекинских стратегов изложила газета Global Times, издаваемая центральным органом КПК «Жэньминь жибао». Форум, подчеркивает она, предоставил Китаю еще одну возможность показать миру свои права на региональное и мировое лидерство.
Каковы же основания для таких полномочий? ТТП, которое продвигал Обама, стремившийся оставить Китай на обочине, практически мертво. «Поскольку США фактически оттеснены на второй план, большинство экономик АТЭС будут искать руководства у Китая. И для этого у него есть достаточно возможностей. Выдвинутые Китаем в последние годы инициативы, такие как «Дорога» и пояс Шелкового пути, Азиатский банк инфраструктуры, показали, что он способен изменить правила игры в международных делах», – утверждает печатный орган КНР.
Закономерен вопрос: а какое место в этой меняющейся конфигурации может занять Россия? Ее доля в торговле в АТР несопоставимо меньше, чем у Китая, Японии, Южной Кореи. Тем не менее ресурсный и военный потенциал РФ делают ее важным игроком. Это показали и двусторонние встречи Путина с лидерами Китая, Японии, Перу, Вьетнама и Филиппин.
Как рассказал агентству Интерфакс пресс-секретарь президента Дмитрий Песков, Путин и Си Цзиньпин отметили, что подходы к ключевым международным проблемам у них совпадают. Затрагивалась и сирийская проблематика. Была обсуждена тема сопряжения проектов Евразийского экономического союза и пояса Шелкового пути. Если судить по заявлениям лидеров, российско-китайские экономические отношения развиваются успешно. Но, как писала «НГ» в номере от 16.11.16, на долю машин и оборудования в российском экспорте в Китай приходится всего 2%. Россия пока плохо вписывается в китайскую стратегию развития.
На встрече с премьер-министром Японии Синдзо Абэ Путин отметил позитивный вектор японо-российского взаимодействия. Продолжается работа по реализации инициатив Абэ в преддверии визита президента РФ в Японию в декабре.
Более подробно о переговорах проинформировала репортеров японская сторона. Согласно высказываниям японских чиновников, примерно половина времени беседы, продолжавшейся 70 минут, была посвящена территориальному вопросу. Агентство KYODO утверждает, что Абэ увидел путь к решению вопроса о мирном договоре между Россией и Японией и надеется достичь прорыва в споре об островах в ходе визита Путина. На чем основаны эти надежды, остается неясным.