На фото действующий президент Ирана Хасан Рухани. Фото Gettyimages
Через полгода после парламентских выборов в Иране началась подготовка к президентским. Вчера министр внутренних дел Абдолреза Рахмани Фазли официально подтвердил агентству Fars, что Хасан Рухани будет баллотироваться на второй президентский срок. Его избирательный штаб заработает в январе, а зарегистрирован в качестве кандидата он будет в апреле 2017-го.
По Конституции 1979 года баллотироваться на высший государственный пост могут религиозные или политические деятели из числа коренных иранцев. Совет стражей исламской революции должен подтвердить исламскую правоверность претендентов, а парламент – оценить их вклад в политическую жизнь страны. После этого они могут официально участвовать в выборах. Конституция запрещает быть президентом более двух сроков подряд.
Главным фаворитом предстоящей президентской кампании считается действующий президент-реформатор. Продолжить работу с Рухани готовы все основные политические силы, которые он сумел собрать вокруг себя за свой первый президентский срок. Его курс в целом поддерживает и духовный лидер Ирана аятолла Али Хаменеи. За два года на посту Рухани добился снятия международных экономических санкций с Тегерана в обмен на приостановку его ядерной программы. Прагматичная внешнеполитическая деятельность президента улучшила отношения Ирана с Западом. Однако пока Рухани не выполнил свое второе предвыборное обещание – не восстановил полноценно экономику. Это вызывает недовольство иранцев, которые могут не переизбрать Рухани на второй срок. Сейчас он лишь третий по популярности политик в стране. По данным опроса ресурса Iranpoll.сom, действующему президенту симпатизируют 38% иранцев.
Главный конкурент Рухани – командующий военным спецподразделением «эль-Кудс» в составе Корпуса стражей исламской революции генерал Касем Сулеймани. В рейтинге он занимает первое место и пользуется поддержкой 58% опрошенных иранцев. Популярность Сулеймани связана с его многочисленными боевыми заслугами: он руководил военными операциями в Ираке, Ливане, Йемене, Палестине и Афганистане и, по мнению большинства населения, защищал от несправедливости угнетенные народы. В Иране генерала называют легендарным и считают самым авторитетным военным. Сейчас он руководит действиями Корпуса стражей исламской революции в Сирии.
На Западе отношение к генералу Сулеймани негативное. Он включен в список невыездных, и его пребывание за границей считается нарушением режима санкций. В апреле западные СМИ сообщили о тайном визите Сулеймани в Москву с целью обсудить стратегию иранских и российских военных в Сирии. В России опровергли эту информацию, но она успела вызвать жесткую критику в США и Европе. В случае победы генерала на президентских выборах под ударом оказались бы достигнутые Рухани договоренности с Западом, что еще больше ослабило бы экономику Ирана. Осознавая это, руководство Ирана вывело Сулеймани из игры. 15 сентября генерал заявил, что не собирается участвовать в президентских выборах и «до конца своей жизни хотел бы оставаться преданным солдатом своей страны».
Спустя две недели от президентских амбиций отказался и Махмуд Ахмадинежад. Он уже был президентом с 2005 по 2013 год, но покинул пост после второго срока. Тогда аятолла Хаменеи заявил, что именно он «не рекомендовал Ахмадинежаду участвовать в предстоящих выборах президента». Нейтрализовать бывшего ультраконсервативного президента, который еще весной стал агитировать иранцев поддержать его миссию по «возвращению идеалов исламской революции», аятолла Хаменеи, вероятно, решил по тем же причинам – помочь Рухани остаться на второй срок. Примечательно, что противоречивые годы президентства Ахмадинежада практически не повлияли на его поддержку населением. В рейтинге популярности иранских политиков он занимает четвертую позицию, на 10% уступая Рухани.
Напомним, что при Ахмадинежаде ускоренными темпами начала развиваться иранская ядерная программа, и без того многие годы критиковавшаяся мировым сообществом. Президент занял жесткую антиамериканскую политику и отказывался идти на какие-либо компромиссы, что спровоцировало Запад наложить на Тегеран многочисленные экономические санкции. Основной удар был нанесен по экспорту иранской нефти, от которого зависят доходы бюджета. Это привело к резкому спаду в экономике. Во внутренней политике Ахмадинежад свернул большинство либеральных экономических реформ. Когда на парламентских выборах 2012 года ультраконсервативные сторонники Ахмадинежада проиграли реформаторам, стало понятно – от непредсказуемости и популизма главы государства устали все.
Еще одним авторитетным в Иране политиком считается глава внешнеполитического ведомства Мохаммад Джавад Зариф. Он представлял Тегеран на переговорах с «шестеркой» международных посредников. В рейтинге Зариф занимает второе место, на 3% опережая Рухани. Пока глава МИДа не заявлял о своих президентских амбициях, но, вероятнее всего, он тоже поддержит выдвижение Рухани.
Впрочем, кто бы ни победил на президентских выборах 2017 года, главной задачей властей останется оздоровление постсанкционной экономики в условиях продолжающегося снижения цен на нефть. От эффективности реформ будет зависеть политическая судьба следующего президента.