0
4446
Газета В мире Интернет-версия

27.10.2016 00:01:00

КАРТ-БЛАНШ. "Суд для Африки" без Африки

Бахтияр Тузмухамедов

Об авторе: Бахтияр Раисович Тузмухамедов – профессор международного права.

Тэги: африка, бурунди, юар, гамбия, мус, конфликты


африка, бурунди, юар, гамбия, мус, конфликты Фото пресс-службы МУС

В течение нескольких дней сначала Бурунди, а вслед за ней Южно-Африканская Республика и вчера Гамбия объявили о намерении выйти из состава Международного уголовного суда (МУС) и денонсировать учредивший его договор – Римский статут. Если они не передумают, решение вступит в силу не ранее чем через год. Президент Бурунди затаил обиду на МУС, после того как прокурор Бенсуда, кстати бывшая министр юстиции Гамбии, начала предварительное изучение актов насилия, вспыхнувших в ответ на решение президента избираться на третий срок. Гамбия же обозвала МУС Международным судом белой расы.

Бурунди и Гамбия – не самые влиятельные страны на континенте. Другое дело – тяжеловес ЮАР, здесь конфликт политико-правовой: в прошлом году южноафриканские власти отказались исполнить ордер на арест суданского президента аль-Башира, выданный МУСом и подкрепленный постановлением местного суда. Правительство ЮАР сослалось на иммунитет действующего главы государства и позволило ему покинуть страну, что вызвало не только трения с международными институтами, но и конфликт между исполнительной и судебной ветвями национальной власти. Угрожающие сигналы подает МУСу и Кения, дело против нынешнего президента которой было прекращено в минувшем апреле за недостатком доказательств, но с оговоркой – пока и если таковые не будут добыты.

МУС был создан как самостоятельный и постоянный орган уголовной юстиции, замещающий национальные правоохранительные системы, если они не желают или не способны преследовать своих граждан за совершение тяжких преступлений против человечности, военных преступлений, геноцида, агрессии, при этом в центре его внимания – не столько непосредственные исполнители, сколько руководители, спланировавшие и организовавшие совершение этих деяний. Римский статут был открыт для подписания в 1998 году и вступил в силу четырьмя годами позже. На сегодняшний день его сторонами являются 124 государства, включая всех членов ЕС, а также 34 африканские страны. Но нет среди них Китая, Индии, Индонезии, государств Ближнего Востока, кроме Иордании, да и то поскольку значительный вклад в переговоры о создании суда внес принц Зейд – видный иорданский дипломат, член королевской семьи, а ныне верховный комиссар ООН по правам человека.

Не участвуют в статуте Россия и США. Первая подписала договор, но не ратифицировала, однако в силу подписи связана обязательством не лишать его объекта и цели, иными словами, не совершать поступки, идущие вразрез со статутом и подрывающие его эффективность. Россия сотрудничала с МУСом, когда он приступил к предварительному изучению событий в Южной Осетии, произошедших в августе 2008 года. Нельзя исключать какого-то взаимодействия России с судом в связи с его согласием принять декларацию Украины о признании этим государством, не являющимся стороной статута, юрисдикции в отношении деяний, совершенных там начиная с 20 февраля 2014 года.

Со вторыми ситуации хитрее. При президенте Клинтоне США подписали статут, хотя администрация публично заявила, что не представит его на ратификацию, пока не убедится в том, что будущая деятельность МУСа не обратится во вред американским интересам. Однако при Буше, опасаясь того, что их военные и гражданские служащие, находящиеся за границей, подвергнутся преследованию со стороны МУСа, США не только навязали ряду государств двусторонние соглашения об изъятии своих граждан из-под юрисдикции суда, но и уведомили генсека ООН об отсутствии у них намерения становиться стороной договора. Более того, они заявили о нежелании выполнять обязательства, вытекающие из факта подписания договора. Иными словами, подпись свою они отозвали. Что ж, международное право допускает такую форму осуществления государственного суверенитета. А вот при Обаме сотрудничество США с судом активизировалось, причем в немалой степени с ориентацией на страны Африки, однако с формальной точки зрения осталась неопределенность в отношении того, отменили США отзыв собственной подписи или он остался в силе.

Почему же МУС – это «суд для Африки»?

По всем 18 делам, так или иначе достигшим стадии судебного разбирательства, включая прекращенные или завершившиеся оправдательными приговорами, обвиняемыми проходили африканцы в связи с событиями в африканских странах. 9 из 10 ситуаций, рассматриваемых прокуратурой на предмет подсудности, как и 4 из 10, изучаемых в предварительном порядке, происходят из Африки.

Справедливости ради следует отметить, что в ряде случаев африканские руководители сами передавали ситуации в своих странах в МУС, чтобы решить внутриполитические проблемы с помощью международного института. А Кот-д’Ивуар, чьему примеру позднее последовала Украина, заявил о признании юрисдикции МУСа еще до того, как ратифицировал Римский статут, поскольку его власти своими силами не могли совладать то с бунтом военнослужащих, то с дворцовыми дрязгами.

И все же МУС стал изрядным раздражителем для африканцев. Последнее время ни одна сессия Ассамблеи Африканского союза не обходится без острой критики суда, вплоть до угрозы коллективного выхода, а недавно были намечены акции дипломатического неповиновения на предстоящем в середине ноября заседании Ассамблеи государств – участников МУСа. Влиятельные силы в Африке пробивают идею наделения Африканского суда по правам человека и народов полномочиями по рассмотрению тех же преступлений, которые подпадают под юрисдикцию МУСа, чтобы вытеснить конкурента из континентального правового поля. Для этого в 2014 году был открыт для подписания протокол, который, впрочем, пока набрал лишь девять подписей и ни одной ратификации.

Не факт, что массовый исход африканских стран из МУСа состоится. В этом вопросе среди них нет полного единства, есть противники выхода, найдутся и такие, которые готовы позволить, чтобы их уговорили остаться. Нельзя исключать и того, что сам МУС, дабы избавиться от репутации «суда для Африки», активизирует деятельность на неафриканских направлениях, включая рассмотрение ситуаций, переданных ему Грузией и Украиной.  


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


В ноябре опросы предприятий показали общую стабильность

В ноябре опросы предприятий показали общую стабильность

Михаил Сергеев

Спад в металлургии и строительстве маскируется надеждами на будущее

0
1276
Арипова могут переназначить на пост премьер-министра Узбекистана

Арипова могут переназначить на пост премьер-министра Узбекистана

0
808
КПРФ заступается за царя Ивана Грозного

КПРФ заступается за царя Ивана Грозного

Дарья Гармоненко

Зюганов расширяет фронт борьбы за непрерывность российской истории

0
1543
Смена Шольца на "ястреба" Писториуса создает ФРГ ненужные ей риски

Смена Шольца на "ястреба" Писториуса создает ФРГ ненужные ей риски

Олег Никифоров

Обновленная ядерная доктрина РФ позволяет наносить удары по поставщикам вооружений Киеву

0
1492

Другие новости