Фото Gettyimages
Сегодня в Турцию прибудет генсек альянса Йенс Столтенберг. Ведущие турецкие СМИ наперебой подчеркивают символичность визита – первого после попытки государственного переворота в стране. Впрочем, кроме выражения слов солидарности в адрес руководства Турции в его борьбе с террористической, по мнению Анкары, организацией проповедника Фетхуллаха Гюлена FETO, у Столтенберга заготовлен ряд других вопросов для обсуждения.
Анонсируя грядущий визит Столтенберга, газеты Cumhuriyet и Milliyet подчеркивают следующее. С одной стороны, это первый визит главного чиновника НАТО с выражением солидарности руководству в связи с попыткой государственного переворота 15 июля. Ведь невнятная реакция на путч в Турции чуть было не стоила альянсу потери одного из своих членов, армия которого по численности – вторая после американской. Летний поход сторонников президента Эрдогана с исламистскими выкриками на базу НАТО Инджирлик продемонстрировала эту напряженность. Обстановка осложнялась тем, что в общественном восприятии страны альянс ассоциируется с политикой США, где находится опальный исламский проповедник Гюлен, которого Анкара обвинила в организации мятежа. Турецкое руководство, не оставляли в покое мысли о том, что НАТО, с базы которого взлетали самолеты мятежников, не могло не знать о готовящемся перевороте.
«Визит генсека НАТО призван преодолеть дефицит взаимного доверия с Турцией. Что касается антинатовских настроений летом, то они намеренно подогревались властями. Воспринимать их всерьез как намерение выйти из альянса нельзя», – пояснил «НГ» кандидат исторических наук, востоковед-тюрколог Александр Васильев.
Цель нагнетания подобной атмосферы предельно ясна. «Турция уже давно намекала, что ее роль в НАТО не соответствует ее региональному значению. Соответственно антинатовские настроения в обществе нужны для форсирования торга о преференциях Турции в альянсе», – сказал эксперт.
МИД Турции также анонсировал обсуждение операции «Щит Евфрата» и буферной зоны. Руководство страны как минимум с 2014 года лоббировало эту идею как возможный способ преградить неконтролируемые потоки миграции. Ведь на территории Турции уже находится более 3,5 млн беженцев, пришедших с сирийской территории. В этой связи Васильев отметил: НАТО может оказать ресурсное обеспечение для реализации этой цели.