Турецкие ВВС бьют по курдам Ирака. Фото Reuters
Турецкие ВВС нанесли серию авиаударов в северной части Ирака, в ходе которой уничтожили 12 целей. Анкара считает, что именно в этом районе находится руководство Рабочей партии Курдистана (РПК), запрещенной в Турции. Параллельно продолжается войсковая операция «Щит Евфрата» на севере Сирии совместно со Свободной сирийской армией (ССА) против отрядов курдской народной самообороны (YPG) и боевиков «Исламского государства» (ИГ, запрещено в РФ).
Из Турции приходят сообщения о значительных успехах армии на севере Сирии и Ирака. По данным информагентства Anadolu, приграничная с Турцией линия Джараблус–Азаза в Сирии, беспокоившая Анкару, поставлена под контроль формирований ССА. По 300 объектам боевиков нанесено 1306 ударов с помощью САУ Firtina («Шторм»). 10 сирийских районов, включая аль-Атхарийах, Шейх Якуб, Вакуф, Айша и аль-Мутминах, перешли в руки сирийской оппозиции и турецких ВС.
Одновременно активизировались военные на турецко-иракской границе в провинции Хаккяри, куда в понедельник прибыл премьер-министр Бинали Йылдырым. «Отныне акцент в нашей борьбе с терроризмом будет делаться не на обороне, а на наступлении», – заявил он.
В подтверждение слов Йылдырыма ВВС Турции в понедельник и во вторник нанесли авиаудары по северным районам Ирака Метина и Харурк. Мишени для них были выбраны не случайно. В Анкаре уверены, что там находится руководство РПК.
Реакция России на происходящее на севере Ирака и Сирии оказалась сдержанной. Президент Владимир Путин на пресс-конференции по итогам саммита «большой двадцатки» в Китае дал понять, что сюрпризом вторжение турецких войск для Москвы не стало. «По большому счету никаких неожиданностей здесь для нас нет», – уточнил он. И добавил: «Хотя повторю еще раз – мы не приветствуем никаких действий, которые противоречат нормам и принципам международного права».
Причина умеренной реакции лидера России требует отдельного уточнения. Эксперт Центра изучения Центральной Азии, Кавказа и Урало-Поволжья Института востоковедения РАН Андрей Арешев поясняет, что речь идет об учете Турцией интереса Москвы и Вашингтона при проведении этих операций. «Слова президента Путина свидетельствуют о том, что турецкое руководство сделало ряд стратегических выводов из собственных необдуманных действий в Сирии в прошлом, согласовав на этот раз свои действия не только с Белым домом, но и с Кремлем. По этой причине принципиальных возражений от лидера России мы не слышим».
Вместе с тем МИД РФ выразил опасения в связи с военной активностью Турции на границах. На Смоленской площади предостерегли Анкару от неизбирательного применения силы, которая может повлечь жертвы среди гражданского населения. В этой связи Арешев подчеркнул: «Обеспокоенность МИДа выглядит вполне обоснованной. Ведь в долгосрочной перспективе действия турецких войск в Сирии и Ираке могут не только привести к жертвам среди мирных граждан, но и к столкновениям с российской группировкой, находящейся в САР с санкции официального Дамаска».
Эксперт особенно подчеркнул: «Остается рассчитывать, что временный и локальный характер проводимой операции также согласован с Москвой».
Не исключено, что увеличение темпов строительства модульной стены на турецко-сирийской границе, о котором сообщила Анкара во вторник, свидетельствует о скором завершении операции на севере Сирии. Оборудованная камерами видеонаблюдения и системой ночного видения, стена призвана положить конец незаконному переходу на территорию Турции со стороны САР. При этом вопрос завершения турецкой операции в Ираке остается открытым.