Фото Gettyimages\Adam Berry
Вокруг темы выхода Британии из Евросоюза снова разгорелись страсти. На саммите G20 премьер-министр Тереза Мэй отказалась поддержать идею введения в Великобритании балльной системы иммиграции для граждан из стран ЕС. Эта система отобрала бы у европейцев привилегию въезда на Альбион по сравнению с прочими мигрантами. Официальную позицию по переговорам с Брюсселем вчера в парламенте пытался прояснить министр по делам брекзита Дэвид Дэвис.
«Когда речь заходит о лучшем способе контролировать миграцию, не существует какого-то одного волшебного решения», – сказала британский премьер на саммите «большой двадцатки», посетовав, что балльная система не будет ответом на все нынешние проблемы страны. Ее официальный представитель позднее подтвердил отказ от предложенных сторонниками брекзита изменений и дал понять, что окончательное решение о будущем режима въезда в страну граждан из ЕС еще не принято.
Премьер-министр желает более скромных миграционных реформ, понимая, что жесткие меры закроют британцам доступ к единому рынку ЕС (EEA), пишет Financial Times. Так, в Ханчжоу президент Барак Обама сказал о неготовности США в ближайшее время предоставить британским партнерам сделку о свободной торговле. Кроме того, он выразил опасение по поводу возможного разлада в отношениях с Лондоном, если диалог по брекзиту «не будет выдержан в аккуратном тоне». Предупредили британцев о последствиях и партнеры из Азии. Правительство Японии обратилось к Лондону с просьбой не покидать EEA, открывающий доступ к 500 млн потребителей на континенте. В противном случае многие японские фирмы могут отказаться от инвестиций и свернуть свою деятельность в Альбионе.
Прозвучавшее в Ханчжоу заявление Мэй противоречит мнению нескольких ее министров. В частности, за балльную систему, наподобие той, что существует в Австралии, выступали глава МИДа Борис Джонсон и министр международной торговли Лиам Фокс. Стоит напомнить, что и сама премьер еще на прошлой неделе заявила об «обязанности» вернуть контроль над процессом миграции из Брюсселя в Лондон.
Перемена в тоне правительства и угроза мировых лидеров насторожили бескомпромиссных евроскептиков. Комментируя предостережение Обамы, бывший министр труда и пенсий Иан Дункан Смит сказал Sun: «Какая разница, что он там говорит? Он все равно уходит». Смит выразил надежду, что реформа по оптимизации миграции все еще состоится – разве что в формате, отличном от балльной системы.
Успокоить коллег и внести ясность в позицию правительства взялся министр по делам брекзита, выступив с обращением к парламенту. Ранее Дэвис сообщил, что в «идеальном» варианте хотел бы оставить за Британией членство в EEA, но позиция министра до конца не очевидна.
Еще сильнее спутала карты уже сама Мэй на пресс-конференции в Ханчжоу, которая состоялась за несколько часов до выступления Дэвиса в палате общин. Отвечая на вопросы о брекзите, она заняла промежуточную позицию, сказав, что граждане, конечно же, голосовали на референдуме за обретение «некоторого контроля» над миграцией. При этом она отметила, что у страны все еще есть «амбиции стать мировым лидером в свободной торговле».
Парламентариям уже порядком надоело выслушивать общие слова министров и наблюдать за «политическими танцами» в правительстве вокруг темы будущего страны. Поэтому, как сообщают СМИ, депутаты полны решимости остановить флюгер переговорной позиции кабинета. В частности, они потребовали от Дэвиса ответа на вопрос, чему именно и в какой степени Британия отдаст приоритет – контролю над миграцией или доступу к EEA.
Установившаяся неопределенность вызывает дискомфорт не только у бизнесменов и политиков, но и у рядовых британцев. Согласно опросам ComRes, 26% жителей Альбиона признались, что хотят переехать жить за рубеж.