Барак Обама ждет саммит G20, чтобы побеседовать с Владимиром Путиным и Реджепом Тайипом Эрдоганом. Фото Reuters
Барак Обама может встретиться с Владимиром Путиным и Реджепом Тайипом Эрдоганом на саммите G20 в Ханчжоу 4 сентября. Речь пойдет о борьбе с запрещенной в России террористической группировкой «Исламское государство» (ИГ). Военная операция Турции в Сирии застала США врасплох, особенно на фоне столкновений с курдами, утверждают американские чиновники.
Заместитель помощника президента США по национальной безопасности Бен Родс допустил, что Барак Обама и Владимир Путин встретятся на полях саммита «большой двадцатки» в Китае. Пока Родс не располагает информацией о возможной официальной встрече между двумя президентами. Он добавил, что обычно президенты обсуждают украинский и сирийский кризисы.
Помимо российского лидера Обама побеседует и с президентом Турции Эрдоганом. Хозяин Белого дома намерен обсудить с коллегой недавний путч, а также «совместное противостояние ИГ».
Родс раскритиковал операцию Турции, заявив, что боевые действия в районах, где находятся представители сирийской оппозиции, только обостряют ситуацию в регионе. «Дальнейшие действия против Сирийских демократических сил лишь осложнят усилия по установлению единого антиигиловского фронта, за который выступаем мы», – заявил советник на брифинге в Белом доме.
Анкара 24 августа начала кампанию «Щит Евфрата», перебросив танки через сирийскую границу. Турки воюют одновременно и с боевиками ИГ, и с курдами, нацелившись на город Аль-Баб, который имеет важное значение для создания курдской автономии.
Вторжение вызвало протест в Дамаске, где кампанию расценили как посягательство на суверенитет республики. Однако вице-премьер Нуман Куртулмуш заявлял, что Турция не планирует становиться в Сирии «постоянной силой», и призвал не считать Анкару «оккупантом». Он добавил, что «Щит Евфрата» действительно направлен и против курдов: операция ставит целью помешать сирийским курдам проложить коридор, который приведет к распаду Сирии, как полагают в Анкаре.
Wall Street Journal пишет, что турецкое наступление застало Вашингтон врасплох, хотя в Белом доме и Пентагоне не подают вида. За кулисами координация между Вашингтоном и Анкарой дала трещину на самом высоком уровне, утверждают чиновники.
Согласно первоначальному плану, который Эрдоган обсуждал с генералами в июне 2015 года, Турция собиралась отправить в Сирию 2 тыс. солдат и просила, чтобы их поддержали американские коммандос. Однако Белый дом прохладно отнесся к предложению, понадеявшись, что вместо спецназа удастся привлечь иностранные сухопутные войска. В итоге Анкара и Вашингтон договорились остановиться на воздушной и артиллерийской кооперации. Переговоры возобновились зимой, а в марте Анкара предоставила США список из 1,8 тыс. сирийских повстанцев, которых решено было подключить к наступлению.
После попытки переворота Анкара совершила разворот: после встречи с Путиным 9 августа Эрдоган направил в Москву военную делегацию, чтобы обсудить запланированную кампанию в Сирии. Москва отказалась поддержать Анкару сухопутными подразделениями, утверждает газета.
Вашингтон и после этого проявил осторожность: Пентагон не хотел перебрасывать спецназ в район, где действуют аффилированные с «Аль-Каидой» (запрещена в России) боевики. Параллельно американцы попытались убедить курдов покинуть районы, куда нацелились турки. Поздно вечером 23 августа состоялось экстренное заседание, на котором обсуждался вопрос переброски американских солдат в помощь Турции. Но Анкара «нажала на спусковой крючок операции в одностороннем порядке», так и не предупредив Вашингтон.
Анонимные собеседники утверждают, что кампания Турции создала новый вызов для США, и это добавляет проблем в отношения на фоне репрессий, развязанных Эрдоганом после неудавшегося переворота.
Вашингтон уже предупредил, что не станет поддерживать турок с воздуха во время их наступления на юг. Но США готовы прикрыть войска авиацией в случае наступления на запад, где по-прежнему орудуют боевики ИГ. Штаты готовы помочь и курдам, если они двинутся к востоку от Евфрата в сторону самопровозглашенного халифата. В понедельник глава Пентагона Эштон Картер признал, что курдские силы двинулись на восток, тем самым ослабив трения с турками. Попутно Картер призвал Анкару сосредоточиться на борьбе с ИГ и не бороться с курдами. Пресс-секретарь Пентагона Питер Кук также осудил столкновения между турками и курдами на севере Сирии.
В Вашингтоне сомневались, что наступление Анкары будет стремительным и успешным, однако штурм Джараблуса завершился за несколько часов: ИГ не оказало серьезного сопротивления, чем удивило Пентагон. Однако и теперь американские чиновники опасаются, что союзник по НАТО может увязнуть в Сирии надолго и помешать уничтожению ИГ, сосредоточившись на борьбе с курдами.
На фоне трений с Вашингтоном не исключено, что Анкара развернется в сторону Москвы, и тогда кооперация между двумя странами не кажется чем-то невозможным. «Россия все время выступает с принципиальных позиций, призывая объединиться и победить чудовище под названием ИГ, – напомнил в беседе с «НГ» директор Центра партнерства цивилизаций Института международных исследований МГИМО (У) МИД РФ Вениамин Попов. – Дай бог, чтобы это произошло: союз Турции, Ирана и России способен коренным образом переломить ситуацию на всех фронтах. Американцы тоже постепенно понимают, что это необходимо. Однако объединение – дело непростое, на это уйдет не день и не два. Но даже самый длинный путь начинается с первого шага».