Фото Reuters
В Берлине разгорается политический скандал, вызванный якобы случайным обнародованием правительственного документа с конфиденциальной оценкой политики президента Турции Реджепа Тайипа Эрдогана. В нем Турция характеризуется как «центральная платформа для действий исламистских группировок на Ближнем и Среднем Востоке».
Немецкие СМИ обильно цитируют и комментируют документ, названный «Турецкая бумага». Deutsche Welle приводит пассаж об идеологической близости правящей Партии справедливости и развития и президента Эрдогана с египетскими «Братьями-мусульманами», а также о поддержке Анкарой ХАМАС и групп вооруженной исламистской оппозиции в Сирии. Далее говорится об исламизации внутренней и внешней политики Турции, в связи с чем она и объявляется «центральной платформой».
Все эти болезненные для отношений Берлина с Анкарой утверждения содержатся в 10-страничном ответе федерального правительства на запрос депутата бундестага от Левой партии Севим Дагделен. Документ разослан Министерством внутренних дел, возглавляемым христианским демократом Томасом де Мезьером.
Но как выясняется, в его основу был положен секретный доклад Федеральной службы разведки (БНД). Соответственно критические оценки в Турецкой бумаге были тоже засекречены. Так что остается загадкой, удивляется Frankfurter Allgemeine Zeitung, как парламентский статс-секретарь в МВД Оле Шрёдер мог отправить документ в бундестаг без указания на его закрытый характер.
Однако дело сделано. В Анкаре возмущены. Турецкий МИД опубликовал вчера заявление, в котором говорится: «Обвинения являются новой демонстрацией искаженного менталитета, с помощью которого в последнее время пытаются ослабить нашу страну, целясь в нашего президента и в наше правительство».
Тем временем в Берлине выясняется еще одно странное обстоятельство. Оказывается, МВД уклонилось от обязательного согласования внешнеполитического документа с Министерством иностранных дел, руководимым социал-демократом Франк-Вальтером Штайнмайером. У парламентской оппозиции, а также участвующих в кабинете социал-демократов «Турецкая бумага» вызывает протесты, недоумение и пока еще неоформленное стремление разобраться с ней в бундестаге.
Политически же нестыковка между двумя ведущими правительственными ведомствами – более серьезное дело. Федеральное правительство не заинтересовано в обострении конфликтной ситуации с Турцией. Канцлер Ангела Меркель не отказывается от ставки на Турцию в урегулировании миграционного кризиса. Представитель правительства Штефен Зайберт заверяет, что оно считает Турцию партнером в борьбе против «Исламского государства» (запрещено в России). В свою очередь, Штайнмайер не раз высказывался в последние дни за продолжение переговоров с Турцией по линии ЕС, а статс-секретарь МИДа Маркус Эдерер недавно был направлен в Анкару, чтобы смягчить напряженность между странами. Кроме того, по сообщениям немецкой прессы, Берлин вроде бы планировал встречу Меркель–Эрдоган на полях предстоящего саммита G20 в китайском Ханчжоу.
В связи с этим «Турецкая бумага» Берлину более чем некстати. Однако отметим пару моментов. Во-первых, в ФРГ есть круги, рассчитывающие на срыв миграционного соглашения с Анкарой для осложнения внутриполитической ситуации для Меркель. Во-вторых, не исключено, что к этому склонны и спецслужбы, руководители которых, не предотвратившие теракты в Вюрцбурге и Ансбахе, опасаются за свою судьбу. Собственно говоря, чего ради БНД подбросило идеологический анализ турецкой политики? А шеф Ведомства по охране Конституции публикует устрашающие сведения о растущем числе немецких граждан, в том числе на четверть турецкого происхождения, уезжающих в Сирию и Ирак и после участия в джихаде возвращающихся в Германию. И это как раз в то время, когда и Меркель, и все федеральное правительство стараются успокоить население, уверяя его в укреплении безопасности.