Американские военные приняли участие в совместных учениях в Украине. Фото c официальной страницы НАТО в Flickr
Армейская верхушка НАТО призывает к реформе альянса ввиду растущей «российской угрозы». С этой целью офицеры разрабатывают гипотетические планы по отражению атаки России на Литву и предлагают сосредоточиться на «гибридных атаках». Правда, для этого потребуется расширение штата сотрудников и увеличение финансирования военного блока с последующим ростом нагрузки на европейских партнеров, и это вряд ли обрадует континентальные страны.
Спустя два года после присоединения Крыма к России самый мощный военный альянс в мире обратил взор на Европу, обеспокоенный слабостью восточноевропейских партнеров, пишет Financial Times. В НАТО задумались о том, как можно защититься от «российского вторжения», хотя раньше эта мысль казалась немыслимой. Теперь же тревогу вызывают не только военные операции России, но и гибридные угрозы, например кибератаки. В последнее время военные аналитики НАТО все чаще предупреждали, что «стратегия России сосредоточена вокруг создания обтекаемых и слабо выявляемых проблем и провокаций, способных парализовать власти», пишет газета.
В феврале министры обороны стран – членов альянса рассмотрели сценарий «гипотетической серии инцидентов в Литве – от кибератаки на ключевые объекты инфраструктуры, блокады Россией порта в Клайпеде до беспорядков по всей стране, спровоцированных связанными с Кремлем агентами». Сценарий выявил недостатки в сборе разведывательной информации, рассказал генерал Дени Мерсье, бывший глава ВВС Франции, а ныне верховный главнокомандующий Объединенными вооруженными силами НАТО по вопросам трансформации, базирующихся в американской Вирджинии.
Эта угроза вынуждает альянс переосмыслить, как стоит накапливать и использовать разведывательные данные. События в Украине показали, что зачастую анализ твитов и обновлений статусов в Facebook оказывается эффективнее, чем сведения, полученные военной разведкой. Вопрос в том, насколько быстро аналитики будут изучать сетевую информацию.
Но это ставит вопрос о ресурсах и, следовательно, дополнительных расходах. Если европейские члены существенно не увеличат траты на оборону в ближайшие месяцы, «наш авторитет будет поставлен на карту», подчеркнул генерал. «Мы на верном пути, но нам нужны бюджет и рабочая сила», – заключил Мерсье.
В настоящий момент военное командование НАТО разрабатывает новую стратегию, которую представят на рассмотрение руководства альянса. Концепция будет базироваться «на первоначальных стратегических оценках развивающихся ситуаций, основанных на несекретной информации». В этом случае военным удастся «охватить гораздо больший диапазон параметров» за счет данных от дипломатов, мозговых центров, ученых, местных жителей и из Интернета.
Помимо расширения штата «сетевых аналитиков» армейская верхушка ратует за увеличение численности самолетов, способных быстро укрепить восточную границу альянса, и переброску дополнительных кораблей в регион.
Однако возникает вопрос, насколько это нужно самим европейским партнерам. Руководитель Центра военно-политических исследований Института США и Канады РАН Владимир Батюк в беседе с «НГ» отметил: «Уже не один десяток лет наблюдается долгосрочная тенденция, согласно которой издержки европейских и американских союзников в общих оборонных расходах перевешивают в сторону США. В разгар холодной войны пропорция составляла где-то 50 на 50, однако европейцы компенсировали расходы «живой силой». Но за прошедшие годы ситуация изменилась: теперь на долю США приходится 72–75% совокупных трат альянса на оборону, притом что, несмотря на шумиху вокруг Украины, численность и боеготовность НАТО снизилась».
При этом эксперт оговорился: Польша и некоторые другие восточноевропейские страны согласились увеличить расходы на оборону, хотя и незначительно. В то же время южным странам или, например, Франции это оказалось не нужным: «Для них сейчас более актуальны террористическая угроза и наплыв мигрантов, в связи с чем они не желают наращивать расходы на НАТО».