Американские самолеты помогут бойцам ливийского ополчения в борьбе с исламистами. Фото Reuters
Глава Госдепа Джон Керри призвал Россию, потерявшую третий вертолет в Сирии, воздержаться от наступательных операций. Запад тревожит возможный штурм Алеппо, где Москва осуществляет гуманитарную операцию. Одновременно с призывами к РФ отказаться от боев в Сирии авиация США начала масштабную кампанию против исламистов в Ливии.
Россия не должна вести наступлений в Сирии и обязана оказать давление на сирийские власти, чтобы удержать Дамаск от возможных атак, полагают в Вашингтоне. «Очевидно, сейчас крайне важно, чтобы Россия сдерживала и себя, и режим Асада от проведения наступательных операций, так же как наша обязанность состоит в том, чтобы удержать оппозицию от участия в таких операциях», – заявил госсекретарь в Вашингтоне на совместной пресс-конференции с главой МИД Колумбии Марией Анхелой Ольгин.
Это заявление прозвучало спустя несколько дней после того, как глава Минобороны Сергей Шойгу сообщил о поручении президента Владимира Путина начать масштабную гуманитарную операцию в Алеппо. В рамках операции российские и сирийские силы откроют несколько коридоров для выхода мирных жителей. Одновременно с началом операции президент Сирии Башар Асад подписал указ об амнистии для боевиков, которые сложат оружие и освободят насильно удерживаемых лиц.
Однако Запад возможная гуманитарная акция тревожит, особенно в свете заявления главы комитета Совета Федерации по обороне и безопасности Виктора Озерова, сообщившего, что после завершения операции может начаться штурм Алеппо. Кремль поспешил опровергнуть заявления сенатора, но семена сомнений уже посеяны. Керри, комментируя гуманитарную операцию России, не смог дать однозначную оценку, отметив: «Существует риск, что это уловка, которая разрушит достигнутый уровень сотрудничества». При этом госсекретарь оговорился: «С другой стороны, если мы разрешим эту проблему сегодня и получим полное понимание того, что происходит, и достигнем соглашения о продвижении вперед, перед нами могут открыться действительно новые возможности».
Корреспондент сирийского агентства SANA заявил, что десятки семей, а также множество боевиков уже сложили оружие и покинули Алеппо. В то же время иранское агентство Fars передает, что сирийская армия и союзники из Ливана продолжают «ожесточенные бои с более чем 3 тыс. террористов к юго-западу от города». За последние сутки российский Координационный центр в Хмеймим зафиксировал шесть нарушений перемирия, однако это произошло в провинциях Дамаск и Латакия.
Российский вертолет Ми-8 был сбит в провинции Идлиб 1 августа, он возвращался из Алеппо. Не исключено, что теперь ВКС РФ отомстят за гибель пяти российских офицеров и подключат стратегическую авиацию к ударам по позициям боевиков. В июле после крушения еще одного вертолета бомбардировщики Ту-22М3 нанесли удары по позициям «Исламского государства» (ИГ – запрещенная в России террористическая организация) восточнее Пальмиры, Эс-Сухне и Арака, но в Москве отказались расценивать это как акцию возмездия.
В ночь после крушения на город Серакаб, рядом с которым уничтожили российское авиасудно, вертолеты сбросили контейнеры с токсичным газом. Пострадали десятки человек, сообщает Reuters со ссылкой на представителей Сирийской гражданской обороны. Однако пока остается неизвестным, кто причастен к атаке. В Кремле слухи о газовой атаке назвали вбросами.
Президент Института религии и политики Александр Игнатенко в беседе с «НГ» заметил, что рекомендации США не начинать наступление создают некоторые проблемы. «Если смотреть с американской точки зрения, то есть опасность нанесения недифференцированных ударов по вооруженной сирийской оппозиции, которая перемешана с записными террористическими группировками (та же «Джебхат ан-Нусра», запрещенная в РФ) или бандами, которые являются 100-процентными кандидатами в террористические (например, запрещенная в РФ «Ахрар аш-Шам»). Проблема состоит в том, что именно американцы затягивают процедуру сепарации группировок, с тем чтобы можно было целенаправленно громить их с участием ВКС РФ и не пересекаться с так называемой умеренной вооруженной оппозицией».
В свете уничтожения российского вертолета возникает резонный вопрос, который должен быть обращен и к Штатам: какие действия должна предпринять Россия в этой ситуации? Игнатенко отметил, что, по его мнению, Россия должна ответить достойным образом и нанести удар по территории, где действуют те, кто сбил Ми-8.
Любопытно, что американцы, отговаривая Москву от ответных действий в Сирии, нанесли авиаудар по позициям ИГ в Ливии. Премьер-министр африканского государства Фаиз Сарадж в телеэфире заявил, что налеты привели к серьезным потерям в рядах террористов. Он добавил, что президентский Совет и Правительство национального согласия (ПНС) решили «активизировать» участие в международной коалиции по борьбе с ИГ, а потому обратились к США с просьбой помочь авиаударами. В Сирте, который подвергся ударам, находится несколько сотен исламистов.
Президент США Барак Обама санкционировал налеты по рекомендации министра обороны Эштона Картера. Представитель Пентагона Питер Кук сообщил, что речь идет о начале длительной воздушной кампании, а не разовых акциях. Кроме того, стороны будут обмениваться информацией.